Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).
№ 36. М У Р М АН А. 13 эпос, содержит следы глубокой древности, изображая все миросозерцание карел, их бытовые черты, положе ние женщины, семейные отношения, обычаи, одежду и обстановку. Безграничная фантазия „Калеъалы*, со зданная величественной и грозной природой с бесчислен ными лесами, озерами, реками и скалами, рисует с одной стороны ничтожество человека перед явлениями природы, а с другой— его могущество в позпашш вещей. Человек, обладающий познаниями происхождения вещей и явлений природы —вещий человек, и может творить чудеса заклинаниями и заговорами. Наиболее характер ные руны эпического, лирического и магического харак тера и вошли в „Калевалу". Древне-германским (гот ским) „руно* финны называют вообще песню, по в языческий период особым значением пользовались маги ческие руны или руны-заговоры, как продукт шаман ских верований у всех угро-финских пародов, в том числе и у карел. Иод влиянием столкновений с более развитыми германцами и славянами во времена скан динавских викингов, т. е. в V III п IX веках, финны пошли впереди других народов-ніаманистов в своем духовном развитии и обогатили свои религиозные пред ставления образами ствхвйпых в нравственных божеств, создали типы идеальных героев и достигли значитель ного искусства в своих поэтических произведениях, оставшихся, однако, всенародными. ІІо внешней форме руны представляют собой не рифмованный восьмисложный стих, при чем каждый следующий стих является перефразировкой предыдущего. Это объясняется способом бывшего пения, когда певец условившись с товарищем о сюжете песни, садится про тив него, берет его за руки и они начинают петь, по качиваясь из стороны в сторону. При последнем такте строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а запевала тем временем обдумывает следующую строфу. Хорошие певцы знают множество рун, иногда свыше тысячи стихов, по поют или отдель ные руны, или сводки из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея представления о суще ствующей в них эпопее. II в самой „Калевале“ нет основного сюжета, как в „Одиссее* или „Иллиаде", который связывал бы между собой все руны, а потому содержание нх очень разнообразно. Начинается „Кале вала* сказанием о сотворении веба, светил, земли и рождении дочерью воздуха главного героя Вейпемейпена, который устраивает землю и сеет ячмень. Дальше, после целого ряда приключений, герой встречает деву севера, которая соглашается стать его женой, если он создаст лодку ив осколков ее веретена. Бо время ра боты он ранил себя топором, не может сам унять кровь и идет к знахарю, которому рассказывает предалне о происхождении железа. Возвратившись домой, Бейне- менпен заклинаниями поднимает ветер, который пере носят кузнеца Ильмаринена в сторону севера— ІІохволу, где тот сковывает для хозяйки севера таинственный предмет Сампо, дающий богатство и счастье. Вот со держание первых девяти рун. Следующие руны содержат эпизод о похождениях героя Леммішкеннепа— воинственного чародея и опас ного соблазнителя женщин, Затем, рассказ снова воз вращается к Вейпемейнену, описывается его пребывание в преисподней, пребывание в утробе великана Випу- пена и добытые от него трех слов, необходимых для создания чудесной лодки и отплытия в Похволу с целью женитьбы па северной деве. Однако, последняя пред почла Вейпемейпену кузнеца Ильмаринена, за которого и вышла замуж, при чем подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности мужа и жены. Эти песни и теперь причитаются пла кальщицами на свадьбах. Дальнейшие руны снова за- win— мигариятаа—— ииваиш—ш Кононовцы. Кононовцы потеряли пе но своей вине большую площадь покоса, занятую шпалами и дровяными скла дами. Это и заставляет их делать натиск на Званковские участки, что в прошедшем году не были как следует использованы, так как часть из них поступила в про дажу. Как пи странно, по отдельные железнодорожники из Званковского поселка „торговали “ и не в одном еще Кононове. Это больно бьет но нервам Копоновский по селок, у которого численно возросло стадо. Начальник разъезда отказался от покоса и этот факт „кононовцы" подчеркивают, как подтверждение остроты вопроса с покосом. Отличный материал Копоновского поселка заслужи вает одобрения. У них хорошая поверстная характери стика покоса, каждый пролет в пудах сена взвешен. Прошлогодний материал сохранился, да и больше— ар хив минувшего жив, как свидетель работы коноповцев. (Но зато Агроучасток, неизвестно по каким причинам, „утерял“ весь материал минувшей работы. Попытки новых лиц, возглавляющих Агроучасток, разыскать ар хив оказались тщетными,—очевидно он остался у кого- либо из наших многочисленных предшественников в „домашней канцелярии"). Еще раз о Званке. В темную ночь из Кононова приезжаю в Званку. Разыскиваю в оранжерее агронома тов. М. (представьте, там он живет при наличии квартирного кризиса; летом еще ничего, а вот под осень придется уходить на новые места). Осведомляюсь о решении общего собрания „на черный передел* с вытаскиванием жребия каждым в отдельности. В серии выступлений ярко отразились настроения „Званковца6, его мысли и чувства к себе самому, к соседу, к Агроучастку, ко всему тому, что мешает Званке быть с покосом. Это вполне естественно, так и должно быть в 1923 г. Два пролета на голову крупного скота —вот установленная разверсточная еди ница. Все же в общем, хотя и с некоторыми недочетами, но работа по внутреннему землеустройству на Званков- ском узле закончепа. Сенокос идет и сенокосная кампания па линии удается..- I I . Шерстобоев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz