Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).

№ 12 М У Р М А Н А. 36. гам зажигают костры и стреляют из ружей в ответ па выстрелы с лодок. Разростаясь таким образом по пути, поезд подходит к дому новобрачных уже целой флотилией. От пристани лодку с новобрачными воло­ кут по земле до самого дома, где их встречают роди­ тели с иконами, хлебом-солью и обсыпают ячменем в знак будущего изобилия. СноЕа начинается угощение, которое, в зависимости от состоятельности, продолжается и несколько дней. Такой брак, не скрепленный никаким юридическим актом и основанный лишь на обычае, считается, однако, вполне законным и вступившая в пего женщина поль­ зуется всеми правами. Церковное же венчание, благо­ даря местным условиям, после описанного обряда часто совершалось через год, а иногда и через несколько лет. „Молодыми" тогда оказывались имевшие по не­ сколько детей. Похороны также часто совершаются без церковного обряда по тем же причинам, а отпевание происходит уже после на могиле. Кладбище устраивается всегда в роще и содержится опрятно. На могилах ставятся дере­ вянные кресты, обложенные у основания камнем и укра­ шенные лоскутками материи. Древние могилы часто имеют деревянные гробницы, покрытые оригинальной резьбой. Родительский поцелуй среди карел стал встречаться лишь в последнее время, а вместо пего матери прика­ саются носами к носам детей- В древние времена Карелия страдала от пабегов шведских разбойников и память о них сохранилась во многих устных преданиях. Народные герои и появля­ лись в эти времена. Геройство, однако, появлялось лишь в откупах от шаек своих деревень богатыми карелами. Среди последних особенно прославился карел Рокаччу, три раза откупавший свою деревню и все асе в конце отчуждения, когда в среднем 1 .0 0 0— 1.500 клг. по разверстке обойдутся при всех затратах не дешево,— впрочем, не приходится отрицать, что п это количество важно в период осеннего бездорожья. Двухдневная регистрация ІІосевкомом скотоводов, изъявивших желание участвовать в разверстке, дает цифру более чем в 150 голов скота, для которых по средним данным, хотя бы для примера Назии, необхо­ димо 52 покосных версты, а при 50 °/0 кустарника и заболоченности нужно иметь полосу отчуждения в 100 клм. Вот какая полоса нужна Званковскому поселку. Только переход на расчистку кустарника, корчевку, осушку и другие коренные улучшения покосов явится своевременной мерой к разрешению „лугового голода". Итак, качественное улучшение покоса и аренда новых земель— вот два выхода из кризиса в кормовом вопросе. Попытка аренды покоса через Волховское Уездное Зе­ мельное Управление ничего не дает за наличием в са­ мом уезде кормового дефицита. Необходимо этот вопрос поставить па будущее время заново и своевременно, тогда Званковскип железнодорожник скорее пойдет по знакомым ему рельсам на покос. На текущий же год луговой баланс для Звапков- ского поселка не может быть сведенным без дефицита. концов убитый и разграбленный. Существует поверье, что холм, насыпапный па могиле Рокаччу растет и увеличивается, а сам од является с крестом в руках и обещает милости. Одно время духовенством даже был поднят вопрос о причислении Рокаччу к лику святых, но этого не пришлось сделать по основательной при- чипе—не могли доискаться его христианского имени. Существует также предание, что во время одного из шведских пабегов был захвачен колокол одной церкви, но во время пути его уронили в году. Теперь по вре- менам этот колокол звонит, о чем рассказывают старики. Старинные карельские песий уже стали отходить в область преданий (руны), вытесняемые разными ковер­ канными частушками, „чижиками" и т. д. Точно также и старинный музыкальный инструмент „кантеле" с 29 струнами заменяется гармошкой. Рупы поются и причитываются теперь только во время свадебных об­ рядов старухами - плакальщиками, которые передают их одна другой. Из народов финского племени карелы считаются родоначальниками народного эпоса. У них существует множество песен или рун, собранных финским ученым Э. Лёпнротом в одну поэму под названием „Калевала". Калевала— это эпическое название страны, в которой жили и действовали финские народные герои-богатыри Вейнемейнен, Ильмаринен и Деиминкейнен —сыновья Калевалы. Чтобы собрать „Калевалу" Лённрот исходил пешком всю русскую Карелию и со слов крестьян за­ писал множество отдельных народных\ песеп, которые послужили ему для составления обширной поэмы, пере­ веденной на все европейские языки, а отрывки—даже на японский и древне-еврейский. Это обстоятельство по­ казывает, насколько прав был профессор Гримм, наз­ вавший „Калевалу<! драгоценнейшим сокровищем эпи­ ческой поэзии, так как она, как финский народный Как бы ни решила Фортуна вопрос с покосом на 1928 год, как бы ни сложились взаимоотношения Зван- ковского поселка с Агроучастком в связи с итогами покосного распределения из полосы отчуждения, одно остается неоспоримым, что в 1924 году нужно Званке быть во всеоружии новым завоеваниям земель и не от своих поселков линии, а в стороне от нее и внутри своих границ. Жихаревцы. В остальных местах по линии „сенокосная кампа­ ния" протекает вполне удовлетворительно; возникающие недоразумения и внутренние конфликты легко улажива- ваются и согласуются. Так жихаревцы через Агро­ участок пригласили к разрешению их внутренних несо­ гласий беспристрастного товарища из Учкпрофсожа, ко­ торый зпал местные условия и каждого железнодорож­ ника в отдельности. Вопрос этим выездом был ликвиди­ рован без всяких дальнейших претензий, тогда как р а ­ нее сам ІІосевком раскололся. Войбокаловцы. Здесь общее собрание быстро разрешило все спор­ ные вопросы и немедленно была произведена разверстка па пайки с выдачей ордеров каждому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz