Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).

№ 36. М У Р М А Н А. 11 щица играет главную роль, так как в каждой избе должна наделить разными лестными эпитетами опла­ киваемую подругу.' Эгим обладают немногие карелки, а потому искусные плакальщицы редки и их нанимают из отдаленных деревень за хорошую плату. Во время обхода изб подруги и родные невесты дают плакаль­ щице деньги, которые идут в пользу невесты же. Для совершения обряда приглашается „падивашка"— колдун, который вместе со сватом, дружкой и родственниками отправляется в дом невесты, где уже собрались гости со стороны жениха. Сват кладет на стол хлеб, в сре­ дине которого падиваніка вырезает углубление и насы­ пает туда соли. Невесте падивашка тоже дает соли в узелке платка и произносит при этом заклинания про­ тив порчи жениха и невесты. Тут происходит раздача нодарков—жених дарит невесте платок, зеркало, гребень, мыло и сладости, а также одаривает и родственников невесты. Родные невесты, в свою очередь, раздают по­ дарки всем гостям, а падивашка получает непременно платок на шею и вышитое полотенце, которым он опо­ ясывается и носит до конца брачного обряда. Во время раздачи подарков невеста уходит за повешенную в углу комнаты занавеску и не показывается до тех пор, пока к ней не зайдет посланный мальчик и не сядет у нее на коленях. Затем, невеста под покрывалом выходит из-за занавески, ее подводят к жениху, который сни­ мает покрывало и сажает рядом с собой за стол с чаем и домашними печеньями. После чая долго молятся перед иконой с горящей лампадой или восковой свечей. Потом невеста садится под ' образами и наклоняет голову, а родственники и подруги расплетают ей косу, вынимая из нее ленты, которые складывают на поднос в руках матери невесты. Вынув ленты, заплетают волосы в две косы и кланяются невесте до земли, а плакальщица водит невесту несколько раз к двери и обратно, а одна Путевые наброеки. Мурманские Ворота. Переходим к противоположному полюсу, на котором встречаешься с другими условиями развития стада и состояния покосной площади. Закрытая станция „Мурманские Ворота^, поселок с наличием стада в 60 голов при увеличении по срав­ нению с прошлым годом на 20 0 ° /0 и при полном отсут­ ствии покоса в полосе отчуждения. Поднят вопрос при участии Агроучастка о получе­ нии покоса из территории второго участка. Здесь дело с кормами обстоит остро. В прошлом году был арендо­ ван сенокос, но в текущем—увеличенное стадо остается пока без покоса. Званковекий поселок. Не менее сложна обстановка с покосом у Звапков- ского Посевкома. Границы покосного участка у Званковского посев­ кома, самого многолюдного не только в пределах 1-го Агроучастка, но и на всей линии, не могут обеспечить при общем разверстании даже минимума потребной площади, хотя бы на прокорм в осений период вре- из девиц носит за ней ленты на подносе, которые за­ тем раздаются девушкам. Все это сопровождается при­ читаниями плакальщицы, сама же невеста вопит без слов. Вслед за этим невеста кланяется в ноги пади- вашке, а плакальщица просит его, чтобы он хорошо устроил будущую жизнь молодых. Это, так сказать, по­ следние минуты девичьей жизни, в оплакивании кото­ рых принимают участие уже все родственники невесты. Невеста прощается с матерью, просит дать ей прида­ ное и снова уходит за занавеску, где ее обряжают уже в наряд замужней, т. е. на голову надевают вы­ сокий повойник. За занавеску входит отец и три раза обводит молодую вокруг сундука с приданым. Невеста садится на сундук с закрытым покрывалом- лицом, а отец снимает занавеску. Выступает снова падивашка, который кладет топор на полку над головой невесты, чтобы устранить злого духа и передает невесту жениху, а этот обводит ее три раза вокруг стола с гостями, предшествуемой сватом с иконой в руках. После этого начинается брачный пир, во время которого невеста почти не садится и очень мало ест, а только угощает гостей и кланяется им. Все свадебные песни и причитания сохранились от глубокой древности и содержат наставления для новобрачной в ее будущей жизни. Свадебным пиром и заканчивается собственно обряд. Затем, молодые, уже в положении мужа и жены отправляются в деревню или дом жениха целым поездом. Если свадьба происхо­ дит летом, а к жениху надо ехать водой— что большею частью и бывает, так как селения преимущественно построены у рек или озер— то свадебпый поезд отпра­ вляется на лодках, украшенных цветной материей и пестрыми платками, укрепленными на высоких шестах. Впереди идет лодка с новобрачными, по пути к поезду присоединяются лодки встречных деревень, а по бере- мени. Эго равно почти расстоянию от Петрограда до самой Званки. Но если взять полную цифру регистра­ ции скота в 260 голов в округлении, то при 4 -х про­ летах необходима линейность в полосе отчуждения в 107 километров. Ясно, что Званковекий узел с 192В года не может быть в ближайшие годы при условном забронировании данной цифры в 250 голоз удовлетворен кормовыми средствами из полосы отчуждения. При существующей линейности в среднем 25 клм. можно рассчитывать ва размещение по средней разверсточной единице на 100 голов. Беспредельное же дробление сенокосных угодий в поселке, где наростание стада превосходит кормовую площадь в полосе отчуждения, должно быть ликвидиро­ вано на будущее время. Выход в одном—в аренде новых покосов, в раз­ делке замшившихся участков, заросших кустарником, разболачивании пустующих и не учтенных пролетов в полосе отчуждения. Все это достижимо при наличии коллективного труда и обобществлении средств произ­ водства, как экономических факторов мелиоративной практики самих железнодорожников. И, действительно, каждый дальновидный хозяин не может вести расчет на получение кормов из полосы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz