Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).
10 В Е С Т Н И К № 36. том“ (так называется смесь, изобретенная инж. Галахо вым), от огня и атмосферных влияний, т. е. деревян ных частей здания в виде каркаса я обшивок, их можно покрыть „Термолитовой штукатуркой" и, таким образом, придать им вид и свойства каменных строений, не рас ходуя при этом на возведение такого здания всей стои мости даже просто деревянного здания таких же раз меров, потому что такая система строительства, обладая всеми свойствами культурного жилища: нетеплопровод- ностью, гигиеничностью, огнестойкостью и, в то же время, максимальною экономичностью, в самом деле, оказывается дешевле, чем обыкновенные деревянные. В строительных кругах изобретения инж. Галахова возбуждают большой деловой интерес и так как они вполне вышли из опытной стадии, то надо ожидать, что строительство из комбинации дерева с термолитом по системе инж. Галахова развернется в ближайшее же время в самом широком масштабе. В частности, орга- зацией этого строительства по Северо-Западной Области сейчас занимается Севзапгострой, имеющий монопольное право на осуществление изобретения инж Галахова. Жилищный кризис на Мурманской жел. дор., долгое время являвшийся одним из самых серьезных препят ствий на пути ее развития, не изжит в полной мере и до сих пор. Имея в виду сказанное, а также и то, что направляющийся в Мурманско-Карельский край поток колонистов прежде всего должен быть обеспечен жили- щем основательного типа, надо думать, что термолито- вые постройки не замедлят появиться вдоль Мурманской ж. д., ибо основных предпосылок для этого, в виде до сих пор сохранившихся пресловутых „Розенберговских б а р а к о в д о с т р о е ч н ы х казарм и полуказарм, занятых под жилье вагонов, недостатка в рабочих руках, крат кости строительного сезона и т. д.— более чем доста точно. А . Л — ми. К а р е л и я и К а р е л ы . (Бытовой очерк). II. Обыденную пищу карела составляют: соленая рыба, хлеб, творог и масло, а во время постов— картофель, репа, лук, ягоды, грибы. В уху из соленой рыбы кла дут немного „рокка“ ржаной муки; это варево называется При неурожае же и плохом лове рыбы карел ест „вези-рокку", т. е. хлеб с водой, и „лямми*— за- солоделую жидкую мучную опару, сладковатую на вкус. В праздники стол гораздо обильнее и разнообраз нее. Подают пироги с разной рыбой—щукой, ряпуш кой, сигом, хариусом и лососем; затем, уха из тех же рыб, но последнее подают в виде особого блюда отдельно. После каша пшенная или ячневая, блины с кашей на молоке, блины без каши, разные лепешки. Тесто де лается большею часіью на опаре без дрожжей. Мясо домашних животных употребляют в редких случаях, на него смотрят с отвращением, но во время сезона охоты весной и осенью едят мясо оленей, лосей и дикой птицы, а зайцев и теперь еще многие считают пога ными. В пище карел в общем неэкономичен и при хорошем лове рыбы или охоте ест, что называется, до отвалу, не заботясь в это время о запасах на будущее время; поэтому зимой ему и приходится не редко си деть на „вези-рокка“. Карелы большие любители кофе и чая, который пьют в большом количестве особенно в праздники, но водка, да еще летом, встречается редко. Вообще пьянство среди карел не распространено, что также нужно отнести к положительной стороне. В праздники мужчины и женщины, разодетые в лучшие наряды, ходят к родственникам и знакомым из дома в дом, угощаются чаем, кофе и домашними печениями. Молодежь в хорошую погоду проводит время за хоро водами и танцами под открытым небом, а в ненастье к зимой собираются в какой-нибудь избе за особую плату или танцуют в риге и даже просто в бане. На циональный карельский танец напоминает вальс; в нем также кружатся то в одну, то в другую сторону, взяв шись за руки. Танцуют под гармонику, а то и просто под пенье. За последние годы среди карельской моло дежи стали появляться кадриль и „русская". Мужское пение выходит лучше женского, особенно хорошо ноют финские песни. Женщины же поют несколько визг ливо. Одним из интересных бытовых обрядов, сохранив шихся до настоящего времени от глубокой старины, является свадебный обряд. Выбор хорошей жены у карел считается делом едва ли не более легким, чем выбор и приобретение хорошей лошади, о чем свиде тельствует даже соответствующая карельская поговорка. Хорошей женой считается хозяйка и работница, так как на ее руках остается все хозяйство во время отсутствия мужа на отхожих промыслах. Но и наруж ность также принимается во внимание, особенно у за житочных. Однако, имущественная разница роли не играет, так как браки в большинстве случаев заклю чаются без всякого давления со стороны родителей. Враки для родителей совершаются порой и неожиданно. Бывает, что холостой парень, отъезжая в отдаленную деревню на праздник, возвращается домой уже женатым. Сначала сговор делается во время игр или танцев между двумя молодыми людьми и, если согласие полу чено, жених подает намеченной девушке платок и спра шивает ее уже громко при всех— желает ли она выйти за него замуж? В знак согласия девушка берет за ко нец платка и громко же подтверждает данное заранее согласие. Тогда выбираются сват и дружки, которые идут к родителям невесты, давая знать о своем приходе несколькими выстрелами из ружья. Сватовство почти всегда оканчивается успешно, и если свадьба отклады вается по каким-либо соображениям на некоторое время, то просящая отсрочку сторона вносит денежный залог. Обыкновенно же дело решается сразу. Тогда невеста в сопровождении плакальщицы начинает обход родных и подруг и оплакивает свою разлуку с ними. ІІлакаль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz