Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).

10 В Е С Т Н И К № 36. том“ (так называется смесь, изобретенная инж. Галахо­ вым), от огня и атмосферных влияний, т. е. деревян­ ных частей здания в виде каркаса я обшивок, их можно покрыть „Термолитовой штукатуркой" и, таким образом, придать им вид и свойства каменных строений, не рас­ ходуя при этом на возведение такого здания всей стои­ мости даже просто деревянного здания таких же раз­ меров, потому что такая система строительства, обладая всеми свойствами культурного жилища: нетеплопровод- ностью, гигиеничностью, огнестойкостью и, в то же время, максимальною экономичностью, в самом деле, оказывается дешевле, чем обыкновенные деревянные. В строительных кругах изобретения инж. Галахова возбуждают большой деловой интерес и так как они вполне вышли из опытной стадии, то надо ожидать, что строительство из комбинации дерева с термолитом по системе инж. Галахова развернется в ближайшее же время в самом широком масштабе. В частности, орга- зацией этого строительства по Северо-Западной Области сейчас занимается Севзапгострой, имеющий монопольное право на осуществление изобретения инж Галахова. Жилищный кризис на Мурманской жел. дор., долгое время являвшийся одним из самых серьезных препят­ ствий на пути ее развития, не изжит в полной мере и до сих пор. Имея в виду сказанное, а также и то, что направляющийся в Мурманско-Карельский край поток колонистов прежде всего должен быть обеспечен жили- щем основательного типа, надо думать, что термолито- вые постройки не замедлят появиться вдоль Мурманской ж. д., ибо основных предпосылок для этого, в виде до сих пор сохранившихся пресловутых „Розенберговских б а р а к о в д о с т р о е ч н ы х казарм и полуказарм, занятых под жилье вагонов, недостатка в рабочих руках, крат­ кости строительного сезона и т. д.— более чем доста­ точно. А . Л — ми. К а р е л и я и К а р е л ы . (Бытовой очерк). II. Обыденную пищу карела составляют: соленая рыба, хлеб, творог и масло, а во время постов— картофель, репа, лук, ягоды, грибы. В уху из соленой рыбы кла­ дут немного „рокка“ ржаной муки; это варево называется При неурожае же и плохом лове рыбы карел ест „вези-рокку", т. е. хлеб с водой, и „лямми*— за- солоделую жидкую мучную опару, сладковатую на вкус. В праздники стол гораздо обильнее и разнообраз­ нее. Подают пироги с разной рыбой—щукой, ряпуш­ кой, сигом, хариусом и лососем; затем, уха из тех же рыб, но последнее подают в виде особого блюда отдельно. После каша пшенная или ячневая, блины с кашей на молоке, блины без каши, разные лепешки. Тесто де­ лается большею часіью на опаре без дрожжей. Мясо домашних животных употребляют в редких случаях, на него смотрят с отвращением, но во время сезона охоты весной и осенью едят мясо оленей, лосей и дикой птицы, а зайцев и теперь еще многие считают пога­ ными. В пище карел в общем неэкономичен и при хорошем лове рыбы или охоте ест, что называется, до отвалу, не заботясь в это время о запасах на будущее время; поэтому зимой ему и приходится не редко си­ деть на „вези-рокка“. Карелы большие любители кофе и чая, который пьют в большом количестве особенно в праздники, но водка, да еще летом, встречается редко. Вообще пьянство среди карел не распространено, что также нужно отнести к положительной стороне. В праздники мужчины и женщины, разодетые в лучшие наряды, ходят к родственникам и знакомым из дома в дом, угощаются чаем, кофе и домашними печениями. Молодежь в хорошую погоду проводит время за хоро­ водами и танцами под открытым небом, а в ненастье к зимой собираются в какой-нибудь избе за особую плату или танцуют в риге и даже просто в бане. На­ циональный карельский танец напоминает вальс; в нем также кружатся то в одну, то в другую сторону, взяв­ шись за руки. Танцуют под гармонику, а то и просто под пенье. За последние годы среди карельской моло­ дежи стали появляться кадриль и „русская". Мужское пение выходит лучше женского, особенно хорошо ноют финские песни. Женщины же поют несколько визг­ ливо. Одним из интересных бытовых обрядов, сохранив­ шихся до настоящего времени от глубокой старины, является свадебный обряд. Выбор хорошей жены у карел считается делом едва ли не более легким, чем выбор и приобретение хорошей лошади, о чем свиде­ тельствует даже соответствующая карельская поговорка. Хорошей женой считается хозяйка и работница, так как на ее руках остается все хозяйство во время отсутствия мужа на отхожих промыслах. Но и наруж­ ность также принимается во внимание, особенно у за ­ житочных. Однако, имущественная разница роли не играет, так как браки в большинстве случаев заклю­ чаются без всякого давления со стороны родителей. Враки для родителей совершаются порой и неожиданно. Бывает, что холостой парень, отъезжая в отдаленную деревню на праздник, возвращается домой уже женатым. Сначала сговор делается во время игр или танцев между двумя молодыми людьми и, если согласие полу­ чено, жених подает намеченной девушке платок и спра­ шивает ее уже громко при всех— желает ли она выйти за него замуж? В знак согласия девушка берет за ко­ нец платка и громко же подтверждает данное заранее согласие. Тогда выбираются сват и дружки, которые идут к родителям невесты, давая знать о своем приходе несколькими выстрелами из ружья. Сватовство почти всегда оканчивается успешно, и если свадьба отклады­ вается по каким-либо соображениям на некоторое время, то просящая отсрочку сторона вносит денежный залог. Обыкновенно же дело решается сразу. Тогда невеста в сопровождении плакальщицы начинает обход родных и подруг и оплакивает свою разлуку с ними. ІІлакаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz