Вестник Мурмана. 1923, № 35 (1 сент.).

6 ■ В Е С Т Н И К канов, как более универсального метода борьбы с хищниками. Кроме того, капканный промысел на других более мелких пушных зверей— куниц, хорьков, норок, барсу­ ков, рысей, лисиц и проч. может оказаться очень доход­ ным, так какпол учаемый продукт— пушнина может быть реализуема по высоким цепам за границей. Потребность в снастях для рыбного промысла ныпе чувствуется особенно остро. Большая часть населения железной дороги заинтересована в поднятии озерного и речного рыбного лова и только часть паселения в районе Белого моря занимается морским ловом. Этим намечаются сразу две группы рыболовов с раздельными интересами и на первую, объединяющую рыболовов озерных и реч­ ных, надо обратить особенное внимание. Разбросанные на большом протяжении опи как-то меньше привлекают к себе внимания, хотя по количеству вылавливаемой рыбы они стоят на первом месте. Потребность их в орудиях лова весьма различна в зависимости от рода рыбы и применяемых приемов. Известно, что необхо­ димый вязальный материал был привозного происхожде­ ния— это лен-кудель, льняная и хлопковая пряжа и готовые льняные или хлопчатобумажные сети. Вязание сетей, как и обработка льна и кудели берет очень много времени и потому не является рентабельной затратой времени во многих случаях н этим объясняется распространение сетей машинной е я з к и . Хлопковые сети в условиях речного и озерного лова, как пи кажется странным, оказываются более долго служащими при должном уходе и, что особепно важно, более улови- стыми-поимистыми. Падение хлопковой промышленности ставит перед железной дорогой на разрешение крайне важный вопрос о получении сетей и пряжи из миро­ вого центра сетевой промышленности— из Англии, снаб­ жающей весь мир сетями в хлопковой пряжей. Получение оружия и припасов, при полной гибели оружейного производства в стране, потребует ввоза спе­ циальных моделей из-за границы и соответствующих к ним припасов, если только нужных товаров не будет на внутреннем рынке. Неизбежно также придется прибег­ нуть к ввозу сетей и пряжи из-за границы. Выполнение этих операций снабжения привозным материалом осуще­ ствимо лишь при массовых заказах за наличный расчет, то-есть при предварительном кредитовании этих опе­ раций самой Мурманской железной дорогой, а попытки вести дела на собранные от рыболовов и охотников членские взносы заранее обречены на неудачу и явятся лишь потерей дорогого времени. Покупка за границею оружия, охотничьих припасов, капканов, сетей, сетевой пряжи, крючков, веревок и т. п., а когда возможно и выгодно, то приобретение и на внутреннем рынке'ока­ жутся под силу далеко не многим служащим дороги, хотя эти затраты, как затраты капитальные и весьма рентабельные, могут быть , легко возмещены из доходов промысла (особенно, при сбыте продуктов за границу). Это выдвигает вопрос о снабжении железнодорожников орудиями охотничьего и рыбного промыслов В кредит, при условии постепенных вычетов стоимости товаров из жалованья или путем выплаты долга натурою— добычею промысла, т. е. рыбой, дичью или пушниной. Весьма важно также снабжение рыболовов и охот­ ников промысловой обувью и одеждой. В этом отноше­ нии желательно связать будущие организации охотников и рыболовов с Осташковским районом сапожного и ко­ жевенного промысла, откуда и до войны поступала на рынок специальная рыбацкая обувь, рукавицы, а также выделанный сапожный товар. Ближайшее ознакомление с особенностями отдельных охотничьих и рыболовных районов даст нам картину того, что и сколько чего нужно железнодорожнику охот­ нику и рыболову и чем он может повысить свой доход от этих подсобных промыслов. Все сказанное выше имеет в виду повышение про­ изводительности труда охотника и рыболова путем снаб­ жения улучшенными орудиями и припасами лова. Без сомнения, при правильной постановке снабя;ения будет вполне возможным повысить доходность этих двух про­ мыслов— охотничьего и рыбного, но интенсивность п добычливость промыслов грозит истощепием естествен­ ных охотничьих и рыбных запасов и поэтому необхо­ димо теперь же принять меры к тому, чтобы сохранить и даже увеличить эти запасы для будущих поколений железнодорожников. Не вдаваясь в подробности, укажу, что одной из главных мер сохранения дичи, пушного зверя и рыбы должно явиться рациональное и широкое применение заказников, как местного, так и обгце-государстве иного значения, т. е. участков, где бы промысел был запре­ щен н откуда птица, зверь или рыба проникали бы в соседние открытые для промысла местности. Для рыбы придется устраивать заказники в местах массового нереста и массового прохода, где кратковременный и добычливый лов нарушает естественный ход размноже­ ния рыбы и тем в основе подрывает рыбное хозяйство. В применении к дичи придется выделить заказники местные и так называемые „этапные* в местах массо­ вых остановок водоплавающей дичи во время весеннего и осеннего перелетов. Для лесной дичи придется выде­ лить заказники в центрах ее зимовок, не нарушая, однако, самого промысла. Изложенное касается стадии производства охотни­ чьего и рыбного промыслов. Рассмотрев ее, мы перей­ дем теперь к стадии обмена или сбыта промысловых продуктов па рынок. 2 . Сбыт пр оду к т ов о х о ты и рыбной ловли на рынок . Рыба всегда составляла важный пищевой продукт для населения в районе Мурманской железной дороги, но часть ее в зависимости от состояния путей сообщения поступала на рынок. В настоящее время, с проведением железнодорожной линии, весь этот район вовлекается в товарпый оборот, и каждому железнодорожнику пред­ ставляется возможность принять участие в кооператив­ ном сбыте рыбных и охотничьих продуктов, а также и продуктов оленеводства (мясо, меха, кожи, рога). В прежнее время сбыт здесь носил в значительной мере меновой характер. Местное промысловое население, по­ лучая вперед— авансами— нужные ему для жизни продукты и предметы, расплачивалось со скупщиками-кредиторами натурою—т. е. рыбой, дичью п частью пушниной, так как оно почти не имело посторонних денежных зара­ ботков. Эта меновая форма сбыта была особенно выгодна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz