Вестник Мурмана. 1923, № 35 (1 сент.).

освоились с русским, хранят обычаи, предания и сказки, но письменности у них нет. Называют они себя „миг- впляйне", т. е-, говорящий быстро, в отличие от про­ тяжно говорящих финнов. Сохранившиеся среди рус­ ского населения южной Карелии многие карельские слова служат доказательством, что в старину карелы жили далеко за пределами Кемского уезда. Общее число русских карел до 1914 г. достигало до 270 ты­ сяч. Состав населения однороден, так как почти не смешивался с другими национальностями. По наруж- рости карелы мало отличаются от русских. Большин­ ство среднего роста, с правильной формы головой и широкими скулами, преобладают темно-русые волосы и светлые глаза. Волосы носят без пробора, подстрижен­ ными спереди н сзади в кружок. В движениях карела видна бодрость. Отсутствие раболепства еще в дорево­ люционное время, ум, веселость и живая речь являются противоположностью нх сородичей— угрюмых финнов. Карелки довольно стройны н миловидны в молодости, большинство со светло-русыми волосами п характерным большим лбом. Будничная одежда женщин состоит из холщевой рубахи с ситцевыми рукавами и крашенин­ ного сарафана. Одеягда мужчин — карел значительно отличается от одежды русских. В этом отношении у них взят пример с финнов. Ситцевая пли холстинковая рубашка прячется в шаровары, сверху надевается жи­ лет и л и фуфайка, затем пиджак, брюки на выпуск, пальто, снабженное зимой воротником. Полушубки, армяки, ланти почти не встречаются. На голове летом носят шляпы и фуражки, а зимой— меховые шапки с наушниками. Обувь— сапоги из шведской черной кожи или финской желтой, а в будни-—финские пексы. По характеру карелы добродушны, миролюбивы и гостеприимны. Тщательно соблюдают и поддерживают добрососедские отношения. Благодаря трудолюбию, работа у них в руках спорится. Любят охоту и рыболовство, что, впрочем, вполне понятно, так как в старину это явля­ лось почти исключительным средством существования. Воровства среди карел, за очень редкими исключениями, не существует. Во многих селениях до сих нор отсут­ ствуют запоры и замки. Карел не расточителен, а при лишних деньгах старается что-нибудь по хозяйству. К отрицательной стороне карела нужно отнести торговлю. Если он занимается последней, то у него проявляется страсть к легкой наживе, корыстолюбие, хитрость и даже плутовство. В общем же в правах карел все таки больше хороших черт, чем дурных. Карел преисполнен чувством собственного достоин­ ства и приниженность, робость ему чужды. Развито ува­ жение к личности и законности. Эти качества в дорево­ люционное время чиновничеством, привыкшим к „лома- пию шапок" в России, считались за грубость и развяз­ ность. Карел не ломал шапки и не давал взяток. Однако, и чиновничеству при более близком знакомстве с бытом карел приходилось признаться, что карел не развязен и не груб, а, наоборот, вежлив и услужлив, но при соответствующем к нему отношении. И даже больше: некоторые официальные лица считали карел по харак­ теру в своем роде американцами. При другом обще­ ственном строе и образовании карелы опередили бы давно своих соседей финнов, так как карел по природе смышленнее и энергичнее последних. Женщина в семье карела пользуется большим ува­ жением. Нет обычного русского битья жен. Семейные начала имеют здесь прочные основания на дружелюб­ ных отношениях и уважении к старшим. Происходит это, очевидно, вследствие того, что насильственные браки очень редки и девушка выходит замуж по собственному желанию. Старики имеют большой почет и без них не решается ни одно семейное дело. Часто пятидесятилет­ ний женатый сын, из уважения к престарелому отцу, не курит при нем и не пьет водки. До сих пор табак в глухих патриархальных деревнях считается прокля­ тым зельем. Часто бывает, что несколько женатых братьев живут вместе и ведут общее хозяйство, не­ смотря на то, что каждый из них имеет разные заня­ тия. Один ведет домашнее хозяйство,—другой охотник и рыболов, третий— на отхожем промысле, но доходы всех общие. Вообще связь с семьей всегда поддерживается, будь карел на отхожем промысле или в далекой Аме­ рике, где довольно много карельских эмигрантов. Нрав­ ственность среди карел соблюдается довольно строго. Все русские карелы считались православными, но на ряду с христианством, у них до сих пор сохрани­ лось много языческих понятий от древнего шамапства. Финские языческие боги ІОмала и Укко существуют в названиях явлений природы и божества. Так, бог по- карельски—Юмала, гром— Укко. В пароде глубоко еще сидят корни суеверия и вера в порчу, заговоры, водя­ ных и леших. Каждая появляющаяся болезвь считается принесенной лесом, водой или землей и требует вмеша­ тельства знахаря, который врачует заклинаниями, оку­ риванием разными зельями и нашептыванием. Кроме того, заезжие финны практиковали среди карел крово­ пускание и массаж. Этому, впрочем, не приходилось и удивляться, так как врачебная помощь в Карелии была поставлена более, чем слабо. Правда, отчастн этому способствовали гремадность расстояний н отсутствие дорог. Неудачи в рыбной ловле и охоте точно так же почти всегда приписывались влиянию разных таинствен­ ных сил. Карел не скажет, что рыба не клюет или не идет в сеть, а скажет „он не дает". Если карела спрашивали: „много ли поймал рыбы?" или „удачна ли была охота?“— ответ был одинаков: „он не дает он — таинственный хозяин озера, реки или леса. А чтобы этого „хозяина“ смилостивить, надо было при­ нести какую - либо соответствующую жертву. В таких случаях в воду бросали „проклятое зелье"— табак или произносили отборное ругательство, что считалось при­ ятным для „нечистого хозяина", да считается и теперь. Также и для охоты существует масса заклинаний и заговоров, начало которых относится к глубокой древ­ ности, так как часто встречаются в былинах и рунах. На ряду с православием в Карелии было развито и старообрядчество, среди которых большею частью были беспоповцы поморского толка, а затем бегуны или стран­ ники. У последних существовало особое крещение, без­ брачие, удаление от общественной жизни, укрыватель­ ство и странствование с одного места на другое. В этом отношении бегуны считались вредными для пра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz