Вестник Мурмана. 1923, № 35 (1 сент.).

12 В Е С Т Н И К Вы, голыми руками и собственными силами открыли неисчерпаемые рыбо-звериные богатства моря и этим создали источники существования для себя и всего госу­ дарства. Но, будучи совершенно отрезаны от жизни центра и лишены всякой его помощи, вы не могли под­ нять на должную высоту своих промыслов. К великому сраму нашей прошлой жизни., такое нерадение о севере и его богатейших промыслах тяготело над вами в продолжении многих столетий от первых смелых новго­ родских выходцев и до наших дней... Ныне пришла пора действительного осуществления ваших долгих ожиданий и надежд: по всей линии вашей вековой оседлости и ваших промыслов протянулась же­ лезная дорога, которая за короткое время своего суще­ ствования успела уже оказать многообразное влияние на улучшение вашей жизни и создала то небывалое оживление и движение к северу, которому нет примера в прошлом. Этот отрадный факт наших дней имеет свое объяс­ нение в той тесной — жизненной связи, которая уста­ новилась уже между вами п дорогой и которая закре­ плена навсегда актом Центра Республики. Вам, рыбакам-промшнлепникам, непосредственно и жизненно заинтересованным в работе железной дороги, должно быть известно и памятно, что 25 мая 1923 г. состоялось постановление Совета Труда и Обороны Республики об отводе Мурманской железной дороге трех миллионов десятин земли (протяжением от Петро­ заводска до Мурманска) для колонизационных целей с предоставлением ей права организации промыслов для эксплоатации природных богатств Края— рыбных, зве­ риных, лесных, горных, сельско - хозяйственных и других. Предоставленные железной дороге особые права по устройству хозяйственной жизни края обусловливают собою в равной мере соответствующие широкие нрава и льготы населению. Не предрешая пока всех подроб­ ностей в этом отношении, могущих явиться необходимым результатом живого колонизационного дела, должно теперь же отметить, что главные линии этих льгот уже преду­ смотрены постановлением ОТО, а именно: освобождение от призыва в войска и от всяких налогов, проезд и перевозка по железной дороге бесплатно, отпуск леса па хозяйственные нужды бесплатно, отпуск земли для селіско-хозяйственных занятий бесплатно и пр. — ------------------------------ * * Нет надобности доказывать вам все великое значение этого исторического документа: он сильной и решитель­ ной рукой поворачивает руль жизни Севера к светлому будущему и знаменует собою новую эру в его развитии, в которой железной дороге должна принадлежать впервые во всей истории железнодорожного строительства в России исключительная культ.-промышленная и пионерная роль. Не упуская ни минуты времени, дорога уже при­ ступила к разрешению возложенных на нее задач, и в настоящее время идет оживленная работа по всем напра­ влениям задания центра в строгом соответствии с мест­ ными нуждами и полной согласованностью с государ­ ственными учреждениями и полномочными общественными организациями. В порядке одной из таких работ выдвинута органи­ зация рыбозвериных промыслов дороги (сокращено име­ нуемые яЖелрыба“), как осповпого и главного занятия края; она в настоящее время закончена и готова к эксплоатации промыслов. Вы, личным опытом увидите сами, что в основание промыслов дороги положены основательность и прочность предприятия, продиктованные организаторам условиями вашей жизни и исключены из него все те случайности, подчас невыгодные и разорительные для вас, которые, к сожалению, были до сего времени неразлучны с мур­ манским промыслом и которые в последнее время еильпо сократили размер добычи. Этому порядку (вернее бес­ порядку) пе должно быть больше места. На трудовом рыбачестве держптся весь тяжелый океанский промысел, и он первый должен получить те льготы и удобства, которые может дать Мурманская жел. дорога трудовому населению края. Дорога отныне без этого населения не может вы­ полнить своих задач по развитию промыслов, равно, как это население без дороги не может улучшить своей жизни. В прочности этой взаимной связи заключается залог обоюдного развития. Трудовое рыбачество, испы­ тавшее в прошлом много разочарований и обид, должно осознать это и приложить дружные усилия к тому, чтобы создать те прочные гарантии всестороннего улуч­ шения жизни и культурного просвещения всего края, которые составляют конечную цель дороги. Со стороны дороги, во., исполнение задания Центра сделано все, зависящее от нее, далее очередь за трудовым рыбачеством. Итак, в добрый час, за дружную работу! Неекодько вдов о дееах сев.-западного Дрионежья. В число перешедшей в введение Мурм. ж. д. терри­ тории, главным образом в Карелии, имеются обширные про­ странства, заняты, лесом. Лесная „удобная" площадь, т. е. такая, па которой обезпечс-па эксплоатация насаж­ дений, здесь исчисляется, только в пределах Повенецкого уезда, в несколько сот тысяч десятин, например: Всей площади. Эксплоатируемой площади. в ІІогепецком л-ве . . 513 .000 дес. 260 .000 дес. „ ІІаданском „ . . 470 .000 „ 225 .000 „ „ Семчезерском „ . . 89 .600 „ 5Д.400 „ Всего . . . . 1 .071 .600 дес. 536 .400 дес. Отдельные из этих площадей являются, до известной степени, устроенными, некоторые из них подвергались инструментальным обследованиям, и хозяйство в них ведется на основании таксацпопных работ, имевших место в недалеком прошлом. Таким образом, часть лесов, перешедших к Мурм. ж. д., в некотором смысле может быть пазвапа культурной, поскольку в них произведено упомянутое устроение. Но часть лесов этого устроения еще не имеет, в сплу чего она нуждается в упорядо^ чении рубок, в привлечении лесной администрации н стражи—т- е. в ведении твердого планового хозяйства. А с другой стороны, даже хозяйство в устроенных дачах,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz