Вестник Мурмана. 1923, № 35 (1 сент.).
12 В Е С Т Н И К Вы, голыми руками и собственными силами открыли неисчерпаемые рыбо-звериные богатства моря и этим создали источники существования для себя и всего госу дарства. Но, будучи совершенно отрезаны от жизни центра и лишены всякой его помощи, вы не могли под нять на должную высоту своих промыслов. К великому сраму нашей прошлой жизни., такое нерадение о севере и его богатейших промыслах тяготело над вами в продолжении многих столетий от первых смелых новго родских выходцев и до наших дней... Ныне пришла пора действительного осуществления ваших долгих ожиданий и надежд: по всей линии вашей вековой оседлости и ваших промыслов протянулась же лезная дорога, которая за короткое время своего суще ствования успела уже оказать многообразное влияние на улучшение вашей жизни и создала то небывалое оживление и движение к северу, которому нет примера в прошлом. Этот отрадный факт наших дней имеет свое объяс нение в той тесной — жизненной связи, которая уста новилась уже между вами п дорогой и которая закре плена навсегда актом Центра Республики. Вам, рыбакам-промшнлепникам, непосредственно и жизненно заинтересованным в работе железной дороги, должно быть известно и памятно, что 25 мая 1923 г. состоялось постановление Совета Труда и Обороны Республики об отводе Мурманской железной дороге трех миллионов десятин земли (протяжением от Петро заводска до Мурманска) для колонизационных целей с предоставлением ей права организации промыслов для эксплоатации природных богатств Края— рыбных, зве риных, лесных, горных, сельско - хозяйственных и других. Предоставленные железной дороге особые права по устройству хозяйственной жизни края обусловливают собою в равной мере соответствующие широкие нрава и льготы населению. Не предрешая пока всех подроб ностей в этом отношении, могущих явиться необходимым результатом живого колонизационного дела, должно теперь же отметить, что главные линии этих льгот уже преду смотрены постановлением ОТО, а именно: освобождение от призыва в войска и от всяких налогов, проезд и перевозка по железной дороге бесплатно, отпуск леса па хозяйственные нужды бесплатно, отпуск земли для селіско-хозяйственных занятий бесплатно и пр. — ------------------------------ * * Нет надобности доказывать вам все великое значение этого исторического документа: он сильной и решитель ной рукой поворачивает руль жизни Севера к светлому будущему и знаменует собою новую эру в его развитии, в которой железной дороге должна принадлежать впервые во всей истории железнодорожного строительства в России исключительная культ.-промышленная и пионерная роль. Не упуская ни минуты времени, дорога уже при ступила к разрешению возложенных на нее задач, и в настоящее время идет оживленная работа по всем напра влениям задания центра в строгом соответствии с мест ными нуждами и полной согласованностью с государ ственными учреждениями и полномочными общественными организациями. В порядке одной из таких работ выдвинута органи зация рыбозвериных промыслов дороги (сокращено име нуемые яЖелрыба“), как осповпого и главного занятия края; она в настоящее время закончена и готова к эксплоатации промыслов. Вы, личным опытом увидите сами, что в основание промыслов дороги положены основательность и прочность предприятия, продиктованные организаторам условиями вашей жизни и исключены из него все те случайности, подчас невыгодные и разорительные для вас, которые, к сожалению, были до сего времени неразлучны с мур манским промыслом и которые в последнее время еильпо сократили размер добычи. Этому порядку (вернее бес порядку) пе должно быть больше места. На трудовом рыбачестве держптся весь тяжелый океанский промысел, и он первый должен получить те льготы и удобства, которые может дать Мурманская жел. дорога трудовому населению края. Дорога отныне без этого населения не может вы полнить своих задач по развитию промыслов, равно, как это население без дороги не может улучшить своей жизни. В прочности этой взаимной связи заключается залог обоюдного развития. Трудовое рыбачество, испы тавшее в прошлом много разочарований и обид, должно осознать это и приложить дружные усилия к тому, чтобы создать те прочные гарантии всестороннего улуч шения жизни и культурного просвещения всего края, которые составляют конечную цель дороги. Со стороны дороги, во., исполнение задания Центра сделано все, зависящее от нее, далее очередь за трудовым рыбачеством. Итак, в добрый час, за дружную работу! Неекодько вдов о дееах сев.-западного Дрионежья. В число перешедшей в введение Мурм. ж. д. терри тории, главным образом в Карелии, имеются обширные про странства, заняты, лесом. Лесная „удобная" площадь, т. е. такая, па которой обезпечс-па эксплоатация насаж дений, здесь исчисляется, только в пределах Повенецкого уезда, в несколько сот тысяч десятин, например: Всей площади. Эксплоатируемой площади. в ІІогепецком л-ве . . 513 .000 дес. 260 .000 дес. „ ІІаданском „ . . 470 .000 „ 225 .000 „ „ Семчезерском „ . . 89 .600 „ 5Д.400 „ Всего . . . . 1 .071 .600 дес. 536 .400 дес. Отдельные из этих площадей являются, до известной степени, устроенными, некоторые из них подвергались инструментальным обследованиям, и хозяйство в них ведется на основании таксацпопных работ, имевших место в недалеком прошлом. Таким образом, часть лесов, перешедших к Мурм. ж. д., в некотором смысле может быть пазвапа культурной, поскольку в них произведено упомянутое устроение. Но часть лесов этого устроения еще не имеет, в сплу чего она нуждается в упорядо^ чении рубок, в привлечении лесной администрации н стражи—т- е. в ведении твердого планового хозяйства. А с другой стороны, даже хозяйство в устроенных дачах,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz