Вестник Мурмана. 1923, № 35 (1 сент.).

Во всем районе, вместе с железнодорожными станциями, проживает около 4 .000 жителей обоего пола, меньше одного человека на квадратный километр. Много даже крупных озер расположены в 2 0— 15 клм. от бли­ жайшего селения, при чем сообщения с ними происхо­ дят по лесным тронам едва заметным среди болот, ва­ лежника и густой лесной чащи. Так, напр., богатое рыбой и притом ценной рыбой, Шунозеро расположено от ближайшего селения в расстоянии 18 клм. Берега других озер зеселены далеко недостаточно, на берегу Копжевера и Линдозера живут всего два семейства; даже побережье Выгозера, наиболее населенной части района, все же заселено далеко недостаточно; так, на левом берегу его, ближайшем к линии железной дороги, расположено всего одно селение Ловище, притом не­ большое, всего 14 дворов. Если обратиться к выяснению причин, обусловли­ вающих преимущественно потребительский характер местного рыболовства, то главнейшими из них, помимо наличия более выгодных заработков по сплаву и рубке леса, следует призвать неблагоприятные условия сбыта рыбы, вследствие отдаленности рынков, острого недо­ статка удобных путей путой сообщения, отсутствия в крае жизнеспособных организаций и предприятий по скупке и обработке рыбы. Отсутствие в крае удобных грунтовых дорог — гро­ мадное ело, тормозящее пе только развитие рыболовства, но и вообще всякое хозяйственное развитие края. Во всем этом обширном крае имеется в сущности только одна колесная дорога—из ІІовенца в Суму с ответвле­ нием из Вориажей в Койкиницы, задевающая следую­ щие селения: Волозеро, Морскую Масельгу, Телекину, Петровский Ям, Выгозерский погост (4 клм. в сто­ рону от тракта по почтовой дороге), Талаб-губу, Вож- мосалму, Корос-озеро, Воринжи. Дорога эта проходит почти параллельно от линии Мурманской железной до­ роги в 40 — 60 клм. от нее и соединена с ней дорогой из Повеица в Медвежью Гору через Лумбуши. Сумский тракт ныне почти утратил всякое значение, так как грузовое движение было отвлечено на желез­ ную дорогу. Дорога ныне в весьма запущенном состоя­ нии, поросла лесом, многие мосты сгнили. Между тем, пет совершенно дорог, которые соединяли бы станции ж. д. с краем. Так, например, со ст. Масельской в ближайшее от нее селение Морскую Масельгу ведет лишь едва заметная лесная тропа, длиною 40 клм. Станция Уросозеро соедипена с ближайшими селениями также лишь тропами или водными путями через озера. Лишь селения, расположенные по берегу Выгозера и озера Боброва, имеют возможность сообщаться с линией железной дороги (через ст. Сегежу) сплошным водным путем через Выгозеро и реку Сегежу. Но весной, при вскрытии озера, и осенью, во время сильных ветров и ледостава, этим путем становится невозможным поль­ зоваться. К тому же при сообщении на лодках с даль­ них селений уходит па дорогу в один конец не менее двух дней. В общем из 50 селений, имеющихся в этом районе, 12 или почти 2 5 % соединяется с другими лишь тропами, а 13 могут сообщаться с другими лишь водным путем. Попятно, что при таких условиях невозможен транс­ порт свежей рыбы, она может поступать на рынки, каковыми могли бы служить ж.-д. станции, лишь г; соленом и сушеном виде, в котором озерная рыба теряет свои лучшие вкусовые качества. К тому же местные рыбаки совершенно не умеют применять более усовершенство­ ванные способы консервирования рыбы, при сушке р:лбы ее пересушивают, солят рыбу недостаточно тщательно, рыба часто портится, особенно весеннего засола. Копчение, которое было бы наиболее рациональным способом консервирования такой ценной рыбы как сиг, совершенно не практикуется; о мариновании ряпушки, могущем дать очень вкусный продукт, пет и помину. Вместо этого ряпушку сушат и в результате— сушеный ерш на рынке расценивается выше, чем ряпушка. Разумеется, что при таких способах заготовки, рыба может найти себе сбыт только па местных рынках, каковыми являются местные железнодорожные станции, гор. Повенец и Сорока. Но сбыт совершенно пе нала­ жен, в сущности рыба скупается несколькими мел­ кими спекулянтами - торговцами из местных состоя­ тельных крестьян. Были попытки наладить кооператив­ ный сбыт рыбы, с каковой целью были учреждены кооперативные лавки в Выгозере и Койкиницах. Но вслед­ ствие неумения руководителей, дела их пошли очень плохо, первая уже закрылась, а вторая много задолжала рыбакам и, как говорится, дышет на ладан. Нужно сказать, что помимо неумения руководителей, действо­ вала одна общая причина: рыба разделяет конъюнктуру всех сельско-хозяйствешшх продовольственных товаров— цены на нее очень низки сравнительно с промышлен­ ными товарами и материалами, необходимыми рыбаку. В частности цепы па коноплю п льняную пряжу, исход­ ный материал для вязки сетей и неводов, настолько высоки, что, по словам местных рыбаков, „улов пе оправдывает сеток". За фунт конопли летом 1923 г. меняли 5 фунтов сигов—цена непомерная. Поэтому для местного населения очень трудно ремон­ тировать рыболовную стасть— невода, мережки, сетки — изрядно потрепавшуюся во время бестоварья последних лет. Многие совершенно не имеют возможности поку­ пать конопли для вязки неводов, не говоря уже о сетях, для которых требуется дорогая льняная или бумажная пряжа. Добрая половина населения не имеет других ору­ дий лова, кроме удочек и примитивных самоловов для іцук, число неводов во всем районе составляет около 800. Те рыбаки, которые раньше держали до 150— 200 ме­ реж и сеток, теперь держат 2 0— 30. Между тем, по условиям местных водоемов и существовавшие раньше орудия лова следует признать недостаточными по своей мощности. Рыбаки— профессионалы из Шуньги, которые изредка делали попытки лова в некоторых озерах своими значительно больших размеров сетями, добывали в не­ сколько раз больше рыбы, чем местные рыбаки. Вышеописанная обстановка рыболовного промысла и приводит к тому, что местное население занимается им лишь во время, свободное от других промыслов, т. е. весною и осенью, когда, кстати, и происходит нерест рыбы. Летом ловят очень мало, только себе на уху, которую, нужпо сказать, имеют далеко не каждый день;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz