Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

№ 34. М У Р М А Н А. 1 R годовщине еущеетвования Прав/іения Мурманской жед. дор. Мне, как самому старому из работников Мурман­ ской жел. дор., желательно ко дню годовщины Правле­ ния Мурманской жел. дор. ознакомить читателя с усло­ виями ее постройки, объясняющими, почему эту дорогу нельзя рассматривать, как эксгілоатационную, а нужно смотреть па нее, как на дорогу недостроенную. Известно, что идея постройки Мурманской жел. дор. возникла не в 1915 году, когда ее начали строить, а задолго до этого. Империалистическая война побудила царское правительство под давлением союзников начать постройку Мурманской жел. дор. и этим железнодо­ рожным путем воспользоваться для перевозки военных снарядов и снаряжений из-за границы для наших фрон­ тов. Срок для постройки этой дороги был дап очень короткий, вся дорога от Мурманска до Петрозаводска должна была быть построена в год три месяца. В пер­ вую очередь должен был строиться участок Сорока- Петрозаводск, во вторую—Мурманск—Кандалакша и в третью—Кандалакша— Сорока. Во главе постройки Мурманской дор. стал инженер путей сообщения Горячковский. Это был человек-карь­ ерист, большим строительным стажем он не обладал, но зато имел большие связи в высших сферах, а через них и к царскому двору. Опытные старые инженеры- построечннка не пожелали работать под начальством Горячковского и ему пришлось брать тех инженеров, которые соглашались с ним работать. Инж. Горячков­ ский был юркий п энергичный человек, и благодаря этому, как бы к личности его пи относились, но только он или ему подобные, мог выполнить задание Мини­ стерства Путей Сообщения в столь короткий срок уло­ жить путь па протяжении 1000 километров. По быстроте укладки рельсового пути Мурманская дорога побила не только всероссийский, по и всемирный рекорд. Мурман­ ский путь прошел по непроходимым дебрям, тундрам и болотам; условия, в которых приходилось работать ра­ бочим и служащим-построечникам, были невыносимо тяжелы; к тому же местное население относилось к постройке Мурманской дор.* не только нежелательно, но даже враждебно, что' объясняется его низким культур­ ным уровнем. Почти все население состоит из поморов, которые поселились здесь с времен Иоанна Грозного. Царское правительство совершенно пе уделяло никакого внимания этому населению и темнота здесь царила непроглядная. Постройку дороги население считало пришествием антихриста, который пе только землю, но и воздух опу­ тает паутиной и скоро настанет конец света. Первые наши изыскательные партии поморы встречали ка­ меньями. Нам отказывали в помещениях для жилья, а если их и приходилось занимать, то с большим скан­ далом и то на чердаках, в сараях и т. п. Для постройки Мурманской жел. дор. Управление дороги контрактовало рабочих из разных центральных губерний России, но так-как была война, то рабочих рук не доставало, и агенты, контрактовавшие рабочих, чтобы не потерять своего рубля за коптрактовку с го­ ловы, сплошь и рядом набирали рабочих в Москве с Хитрова рынка и подобных трущоб Петрограда и дру­ гих губернских городов. Такой элемент ничего хорошего не сулил и построечникам приходилось принимать меры, чтобы от них избавиться, так-как мало того, что от них нельзя было ожидать никакой работы, но и возникало серьезное опасение распространить заразные болезни среди рабочих, завезенных из центральных губерний, и местного населения. Помимо контрактованных рабочих, на постройку были присланы военно-пленные разных национальностей до 100000 человек и китайцы. С большой охотой законтрактовывались на Мурман­ скую жел. дор. и укрывающиеся от войны. Поэтому, когда на месте приходилось группировать рабочих по их специальностям, выяснялось, что записавшийся плот­ ником первой руки никогда в руках топора не держал, а оказывался каким - кибудь поваром великого князя, графа и т. п., кузнец первой руки—никогда не видавший горна— был сапожником и т. д. и т. п. Приходилось вот такими - то „квалнфицпрован- ными“ рабочими строить здания, искусственные со­ оружения, укладывать путь. Помимо строительных работ па постройке велись большие разгрузочные и погрузочные работы разного материала, подвижного состава и укладочного материала, прибывающих на океанских пароходах из Америки и из Архангельска. Специалистов-грузчиков пе было, приходилось все работы погрузочно-разгрузочные производить контрактованными рабочими, т. е. крестьянами центральных губерний Госсии, не только никогда не занимавшимися этими работами, но в жизни своей не видавшими океанских пароходов, с этими рабочими было много смеху и много горя—бывало, поднимут па штропах трп-четыре рельсы и ухватившись за трос человек тридцать с пением ду­ бинушки оттягивают ка пристань и все время озираются по сторонам и смотрят, как бы не свалилось это чудо­ вище и не убило бы их. Да и эту оттяжку на пристань они делали с перерывом: сначала споют дубинушку, затем отдохнут, потом покурят, а потом вновь начи­ нают тянуть на пристань. Английские рабочие, глядя на эту картину, качали головой и говорили: что такими рабочими в Англии не разрешили бы производить раз­ грузку. По всей Мурманской дороге свирепствовала цынга— это был ужасный бич для контрактовых рабочих, в особенности для военнопленных и китайцев, нужно прямо сказать, что 5 0% военнопленных и китайцев погибли на Мурманской дор., а 50°/о уехали искалечен­ ные цингой. Цынга—болезнь не заразительная и заболева­ нию цынгой подвержен более сонливый элемент, рабочие и служащие, которым приходится мало быть в движении. Хотя цынга и незаразительная болезнь, но ей подвер­ жены люди мнительные, как например: здоровые военно­ пленные, живущие вместе с больными цынготными, видя, как их товарищи корчатся и умирают, сами заболевали цынгой, хотя может быть и питались хорошо и находи­ лись на работах в сухих местах. Положение военнопленных на Мурманской дор. было самое варварское: им платили 50 коп. в день и из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz