Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

6 ВЕСТНИК № 34. Пролетарская дорога. Принцип относительности, завоевывающий в настоя­ щее время широкое поле физико-математических наук, уже давно, с середины прошлого столетия, был выдви­ нут в сфере исследования общественных отношений школой исторического материализма. Абсолютно посте­ пенно вытеснился из области экономики, философии, истории, нрава и этики, уступив свое место классовой точке зрения. Нет более идеально хорошего и доброго. Хорошее и доброе для владельца предприятия может оказаться очень дурным для рабочего и—наоборот. Так обстоит дело с различными классами людей, так же обстоит дело и с их учреждениями вообще, а, зна­ чит, и с железными дорогами, а, следовательно, и в частности с Мурманской ж. д. В самом деле, что такое Мурманская жел. дорога? Ответ на этот вопрос получится самый разнообразный, в зависимости от точки зрения. Это—наполовину недо­ строенная дорога, на северной части которой профиль представляет из себя что-то в роде американских гор; это — дорога, на которой царит цынга, рожа, дифтерит; она, большею частью, своего протяжения проходит по болотистой, почти незаселенной, местности; условия жизни на ней оставляют желать много лучшего,— недаром же, одно время смотрели на Мурманскую ж. д., как на место ссылки для агентов, провинившихся на других „порядочных" дорогах. И, таким образом, можно было бы долго продолжать список „грехов Мурмашш“ . Но прежде, чем вынести приговор ей с точки зрения хорошего тона, должно установить для нее некоторый принцип относительности, который, коротко говоря, выражается следующими двумя положениями: 1) Мурманка имеет свой особый цикл развития и 2) у Мурманки есть особый масштаб для своей работы в пространстве и времени. В развитие и пояснение скажем, что Мурманская дорога пе имеет прошлого, ни определенного настоя­ щего, но она имеет будущее. У многих же дорог полу­ чается совершенно обратная картина: они имеют за собою целую историю, сводятся на нет в настоящем и пе имеют никаких перспектив на будущее. Прежние дороги создавались обслуживаемым ими краем, Мурман­ ская же дорога создает около себя новый край и новую жизнь, которые около нее постепенно выкристаллизо­ вываются. Все дороги располагают довольно умеренной полосой отчуждения, а Мурманская дорога, кроме по­ лосы отчуждения, получила в недавнее время территорию, равную по площади Бельгии. В самом деле, 3 милл. десятин или более 80.000 кв. клм., полученных ею для колонизации и эксплоатации, превышают даже пло­ щадь Бельгии, составляющую менее 30.000 кв. кил., и почти равны площади Голландии (33,000 кв. кил.). Благодаря этим особенностям, Мурманская дорога является по преимуществу творческой дорогой. Работа ей предстоит поистине гигантская и масштабом для этой работы явятся не месяцы и не годы, а целые десятилетия. Сейчас она находится в младенческом воз­ расте, так же, как и весь великий организм СССР, и, по мере развития последнего, и дорога будет креп­ нуть и таким образом великий отец будет иметь достой­ ного отпрыска. Вот ответ на вопрос, что такое Мурманская дорога. Но теперь предстоит другой вопрос: есть ли сейчас признаки роста дороги, не съедят ли ее молодой орга­ низм детские болезни. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сделать самый беглый обзор ее существова­ ния в течение последнего года. За этот период времени дорога вышла из пеленок и начала понемнігу стано­ виться на собственные поги. Описывать подробно, как это случилось, значило бы описывать подробно деятель­ ность ее Правления. Это уже сделано достаточно ярко в специальных изданиях. Мне хотелось бы только осве­ тить одну особенность работы Правления, конечно, не подчеркнутую в официальных отчетах; это—его само­ бытность. В своей работе Правление пе шло только следом установленному трафарету, не ожидало пока сам собой растает толстый покров стесняющих его формаль­ ностей, но всегда умело, по своеобразному выражению т. Арнольдова, „пробивать лед снизу“. В самом деле, Центр часто пе может уследить за всеми особенностями периферии: он стремится спаять в единообразное един­ ство весь конгломерат дорожной сети Республики. Но тут иногда железные цепи закона бывают слишком тя­ желы для пеокрепшего организма только что начинаю­ щей жить дороги. И вот тогда-то Мурманская дорога, в лице своего Правления, умеет сама вырабатывать приемлемые для себя формы регулировки своей жизни и, мало того, умеет убедить Центр в целесообразности своих новых устремлений. Так обстояло дело и с получением территории, о которой говорилось выше, а в самое последнее время — с организацией Струк­ туры дороги в вопросе о слиянии некоторых Отделов Правления и Служб Управления. Так особые условия существования дороги вырабо­ тали особый склад работы Правления и, можно на­ деяться, выработают особый тип „Мурнанца“ . „Мурманец“ должен быть прежде всего беззаветно предан „идее" своей дороги (действительно, эта дорога имеет свою идею) и затем он должен быть человеком особенно практичным и смелым. Мертвый бюрократизм и канце­ лярщина несовместимы с участием в живом деле, как несовместим лед с горячими лучами солнца. После всего изложенного, конечно, вполне объяс­ няется заглавие этой заметки. Мурманская дорога яв­ ляется первой дорогой, вызванной из небытия револю­ ционным Государством. Пусть же она достойно носит имя своих воссоздателей. Б. Кректышев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz