Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).
№ 34. МУРМАНА. 29. Художеетвенно-Дйтературный Отдед. о с ш і ы ч : . Рассказ. I. Мы гуляли но улицам губернского портового города, В вашем представлении при этих словах, несомненно, родится картина— чуть ли не пяти - шести - этажных домов, шириною в сажень панелей, гулкой мостовой, по которой беспрерывно мчатся автомобили, извозчичьи пролетки, и весь этот гул прорезывается звонками трам ваев. Перед вашим мысленным взором проходит пестрая шумливая толпа горожан, мелькают громадные зеркаль ные стекла магазинных витрин, в которых выставлены такие диковинки, каких не увидишь в каком-либо про стом уездном городишке... И вы ошиблись, жестоко ошиблись! Вместо широких панелей здесь лежит узкий одно сторонний деревянный помост для пешеходов, мостовые отсутствуют, а мчащихся автомобилей, да не только автомобилей, но даже извозчиков и в помине нет. Там и здесь виднеются здания барачного типа, большинство которых, от времени, точно вросло в землю. Разнообразие вносят ютящиеся между ними овальные, крытые заржавленным железом жалкие лачуги с крошеч ными подслеповатыми оконцами. Вот там, в стороне, приютилось подобие базарчика... О ценах и пе спрашивайте: они здесь на все 50 про центов дороже столичных. Универсальные магазины Областьрыбы, Восторга и кооператив УЧ.ТПО—вот весь торговый центр... Но вы готовы пройти мимо, не за метив их, так как и они помещаются в таких же, правда, более просторных бараках, из какпх состоит весь этот губернский портовый город. В городе имеется и одна церковка. И необычайным кажется па этой равнине, с при земистыми постройками большое двух-этажное деревян ное здание электростанции. Но и это чудо двадцатого века кажется здесь, в летнюю нору, не у места, так как солнце, яркое солнце, освещает и город и весь этот сказочный край круглые сутки: не успевает зайти за краешек горы и снова вы плывает па небо Жар-Птицей. Мой спутник идет молча, точно боится нарушить любование мое развернувшейся передо мной картиной, и в этом молчании я невольно улавливаю его горделивое сознание, без слов говорящее мне: — Что вага Питер! вся ваша шумиха!.. Далекобатенька мой, вам до Мурманска, не сравниться, с ним! И, несмотря на всю однообразную картину, предста вившуюся моему взору, несмотря па почти полпое от сутствие движения на улицах этого сказочного города, я, как нельзя более, чувствую какое-то скрытое дви жение титанических сил, точно там, в каждом вросшем в землю бараке, в каждой хибарке, бурлит неведомый вулкан, вот-вот готовый брызнуть своей огнедышащей лавой в мою грудь. И мне жутко... II. Мы пересекаем узкоколейку, которая проложена по городу и вокруг него для перевозки грузов. Только теперь Осипыч нарушает молчание и спра шивает: — Ну, что?.. Я не нахожу слов ответить ему,— и на лице его появляется гордая улыбка. — Поражен?— говорит он.—Но это, друг мой, одна лишь видимость... — Сказочно все,— вставляю я. — Да, сказочно!—подхватывает он.—Я так и ду мал, что ты, как писатель, уловишь это душой... Но, чтобы попять наш край, чтобы осязать эту сказочность, надо здесь жить и жить не так, как жили все коман дированные на нашу Мурманскую дорогу, в вечной мечте вернуться к сутолоке вашей жизни, а жить жизнью нашей природы, сродниться с ней... Ты, например, ви дишь это жалкое подобие домов, удивляешься просы пающейся жизни в некогда мертвом крае, а я... И он остановился, обернулся к городу, широко обвел все пространство рукою и продолжал: — Я не вижу хибарок... Я вижу двадцати - три- дцати-этажные дома, я слышу кипение жизни русского Ныо-Иорка, пристань, полную громадных океанских па роходов, гул работы в глубине подземных шахт, выки дывающих из недр земли неисчислимые богатства... Гудки заводов. Мурманско-Карельский край, давая рус скому рабочему все свои сокровища, несет для него новое—закалку духа и тела. Это кузница, в которой славянское разгильдяйство, беспочвенная мечтательность, после закалки до красна, выковываются в стойкость, рассудительность и энергию, далеко оставляющие за со бой практичных американцев. Глаза Осипыча загорелись огнем. — Да, милый мой, у нас не место расхлябанным душенкам, Коли такие попадают сюда, то или переро ждаются или же гибнут... И чорт с ними, с теми, ко торые гибнут!.. Не жалко!.. Сама природа делает отбор... И уж, если она кого оставляет, тот, следовательно, до стоин ее, достоин ее любви, ее награды... Мы, оста вленные ею, строители грядущего. Мы—фундамент того прекрасного памятника, который создает она себе в этих грядущих веках. III. В такие моменты душевного подъема я не узнаю Осипыча. Вообще, с того времени, когда я его видел в по следний раз, он много изменился.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz