Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).
№ 34. М У Р М А Н А . 19 рыоозвериными промыслами и набрана команда опыт ных специалистов названного промысла. Суда оборудо ваны всем необходимым для производства лова и при ступили к непосредственным операциям. В целях ком мерчески выгодного использования результатов промысла установлены непосредственные связи с отдельными про мысловыми центрами Ледовитого океана и Белого моря, заключены предварительные соглашения и выработаны условия с учреждениями и лицами для реализации уже поступающей продукции. Для доставки в Петроград и Москву рыбы в свежем виде оборудованы особые со ставы поездов из вагонов-ледников и проч. Таким образом Мурманская дорога за истекший период своего существования, с момента образования в сентябре 1922 г. Правления, вступила на совершенно новый революционный путь в осуществлении поставлен ных перед нею общегосударственных задач и проявила на этом пути непреклонную энергию, твердую волю и широкий размах новатора—залог успеха и грядущих побед. И. Зак. Здравохранение ни Мурманской железной дороге. Момент образования Правления дороги (29 августа 1922 г.) совпал с чрезвычайно тяжелым и критическим положением, создавшимся к тому времени для Здравотдела. На первое место в этом отношении следует поста вить самый главный и существенный фактор—финанси рование всей медико-санитарной сети, которое было снято с Государственного котла и почти в полном своем объ еме должно было теперь лечь на плечи хозяйственных и страховых органов дороги. Этой „центральной “ предпосылке сопутствовала в то же время и необходимость разрешения других круп нейших задач, властно требовавших этого разрешения или, по край пей мере, облегчения, задач, как обще-са нитарного так и лечебного характера. Жизнь поставила вплотную вопросы о санитарном благоустройстве при невероятно скверном положении квартирного вопроса на дороге, о здоровом водоснабжении населения, сан-очистки территории полосы отчуждения после передвижения бе женцев Поволжья, войсковых масс в связи с Карельской авантюрой и т. д. Надвигающаяся волна зимних эпидемий тифов (помимо постоянной задачи борьбы с цынгой), про грессирующее развитие веперизма и туберкулеза среди железнодорожников, вопросы охраны материнства и детства, расширение специальных видов лечебной по мощи при одновременных предписаниях Центра о со кращении штатов персонала и коек и т. д. Если к тому же добавить, что, незадолго перед этим моментом, в самом Здравотделе, как наследство прежних дней было оставлено: полнейший хаос и раз вал во всей отчетпости (особенно в финансовой и снаб женческой) и во всей постановке дела Управления—по следствие ряда злоупотреблений и бесхозяйственности бывших его руководителей и ответственных должностных лиц, острая недостача в мед и хоз-имуществе и пустая касса с громадной задолженностью, то станет понятным тот общий фон этих объективных предпосылок и усло вий, который, без преувеличения, можно было назвать „беспросветным41. Понятно также, что выполнить все вышеуказанные задания хотя бы и частично, подвести прочный санитарный фундамент под начавшееся в то время хозяйственное возрождение дороги, осуществить основные лозунги Советской Медицины, приблизить к рядовому рабочему лечебную помощь и повысить ее ква лификацию и т. д.— это представлялось задачами, тре бующими для выполнения гигантской силы воли и осо бенно финансовых возможностей. И не раз на протя жении года из груди не одного работника Здравотдела готов был вырваться крик отчаяния перед непосильным, казалось, и невозможным трудом по проведению в жизнь этих гигантских вопросов. Но воля к победе, упорная работа и коллективная, контактная работа с хозорга- нами, профессиональными и страховыми организациями, позволили положить начало и сознание окрылялось уве ренностью в конечном успехе. Однпм из главных первоисходаых этапов в работе Отдела и светлым проблеском на общем фоне явился приказ Уполнаркомпути за № 387 от 28 /XI— 22 г., по коему Правление дороги взяло на свой счет часть расходов по содержанию лечсанучреждений (ремонт, ото пление и т. д.) и той части медработников, па оплату труда которых не хватало страхового фонда; это одно уже позволило Здравотделу несколько свободней вздох нуть и являлось само по себе крупным его достиже нием, если принять во внимание сугубую в то время дефицитность дороги. Справедливость, кроме того, тре бует отметить, что, с другой стороны, этот приказ ярко охарактеризовал отношение хозорганов дороги к Здрав отделу как несомненно передовое и проникнутое пони манием Государственной важности дела здравоохранения для жизни железнодорожного пролетариата и сохране ния н поднятия его производительности в суровых се верных условиях. С началом же отмеченного периода и совпадает разрешение и другой кардинальной задачи—реоргани зации всего дела Управления на основах строгого и точного распределения функций между отдельными от ветственными работниками в Управлении Здравотдела и кроме того, устранение царившего тогда хаоса и раз вала в отчетности; путем тщательной чистки личного со става и соответствующего подбору новых служащих и неоднократных обследований и ревизий, указанный про бел удалось устранить целиком и в настоящее время дело может считаться налаженным удовлетворительно. Чистка личного состава распространилась и на линии, откуда были удалены за служебные проступки целый ряд врачей, фельдшеров и т. д. Все крупные принципиального характера вопросы, требовавшие содействия и компетенции органов Упра вления дороги, как правило, ставились на обсуаідение Совета Здравотдела, заседания которого не имели уже, как раньше, спорадического характера, а созывались более или менее регулярно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz