Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

18 В Е С Т Н И К № 34. приятии и главное свое внимание обращает на Город­ ские Станции, Коммерческие Агентства, рыбозвериные и горные промыслы. В январе 192В г. дорога входит членом в состав Центральной Городской Станции дорог Петроградского узла; в марте открывается в Петро­ граде Городская Станция Мурманской ж. д. по грузо­ вым операциям и Коммерческо-Коиисионное при ней Агентство; в апреле открыло свои действия Коммерческо- Комисиовное Агентство в Москве, уже разработан проект открытия однородного учреждения в Мурман­ ске, в августе начинает функционировать подобное же Агентство в Петрозаводске. Особо важное значение приобретает для дороги работа Городских Станций и Коммерческих Агентств. Несмотря на кратковременный период существования указанных предприятий, мы имеем перед собой весьма ощутительные реальные результаты их работы. Городская Станция Мурманской ж. д. в Петрограде интенсивно развивает коммерческо-комис­ сионные и складочные операции, привлекая на дорогу новые потоки грузов и расширяя круг своих клиентов путем установления деловых связей с торгово-промыш­ ленным миром. Для развития операционной деятельности названного предприятия имели важное значение два обстоятельства: Во-первых, достигнутое соглашение с Доброфлотом о совместной деятельности и оказание взаимных услуг путем организации при Городской Станции Городского Агентства Доброфлота. Богатейшая клиентура последнего с представительством во всех наиболее важных центрах в России и за границей, нала­ женный аппарат, деловые связи и материальные рессурсы такого солидного учреждения— все это вместе взятое сразу же оказало весьма положительное влияние на ра­ боту Городской станции. Вторым обстоятельством, давшим возможность Станции быстрым темпом развить свои комиссионно-складочные операции., следует признать пе­ редачу в распоряжение Мурманской ж. д. ст. Охта с ее обширными складочными помещениями и оборудован­ ными пакгаузами. Что же касается Московского Коммерческо-Комис­ сионного Агентства, то последнее, установив тесный контакт с Центральным Торгово-Промышленным Центром страны, дает возможность дороге производить в Москве оптовые закупки необходимых материалов и выгодно реализовать па данном рынке продукцию своих про­ мыслов и прочие принадлежащие ей товары. Несмотря па то, что Агентству пришлось начинать свою деятельность при ограниченных материальных воз­ можностях, достигнутые им результаты и получаемая прибыль—должны быть признаны весьма существен­ ными. Установлены необходимые деловые связи с кре­ дитными учреждениями и торговыми предприятиями Москвы, приобретена необходимая клиентура и наме­ чен путь дальнейшего планомерного развития начатых операций. Мурманская дорога—это жизненная артерия Се­ вера, смело пересекающая безлюдную пустыню и несу­ щая с собой в отдельные захолустья людских поселе­ ний окраины культуру и свет. Тяжелые годы мировой войны, а вслед за ней интер­ венция и гражданская война рассеянное население Се­ верного края заставили боязливо замкнуться в своих непроходимых исконных пунктах поселения и на долю Мурманской дороги выпала трудная задача вызвать и приобщить его помощью железнодорожного транспорта к мировой культуре. Нужно было действовать не столько словом и убеждением, сколько живым доказательным примером и смелым, энергичным действием. И мы ви­ дим дорогу в ответственной роли смелого пионера. В декабре 1922 г. открывается в Мурманске первая ярмарка в пределах полярных стран. Она привлекает к себе местное и пришлое население берегов Ледови­ того океана и Кольского полуострова, представителей торгово-промышленных кругов центральной России и отдельных агентов иностранного капитала. Роль и зна­ чение упомянутой ярмарки следует оценивать не с точки зрания количества заключенных на ней сделок и общего товарооборота, а как первую попытку устано­ вить реальные связи и торгово-промышленные взаимо­ отношения, с одной стороны, между разрозненным по дикой пустыне Севера туземным населением и предста­ вителями новой культуры, с другой стороны. И в этом отношении ярмарка сыграла весьма важную роль— она пробила брешь в той толще недоверия, замкнутости и изоляции, которые являются такими характерными психологическими чертами аборигена Севера; дала воз­ можность установить деловые связи с представителями туземных промыслов и снабдить местное население пред­ метами первой необходимости и специальными обору­ дованиями для промысловых занятий. Коммерческий Отдел Правления Дороги, на котором лежала ответ­ ственная задача по организации ярмарки, открывает самостоятельную лавку, в которой происходят товаро­ обменные операции, и , оборудует в виду жилищного кри­ зиса в г. Мурманске гостиницу и ресторан. В числе других нионерных начинаний дороги, ко­ торые, одновременно преследуя цели коммерческой вы­ годы и повышения доходности дороги, н то же время являются могучим орудием колонизации Северного Края и особой формой пропаганды действием новых куль­ турных идей—следует признать организацию самостоя­ тельных рыбных промыслов Мурманской ж. д. и осно­ вание паевого Горно-Промышленного Товарищества. Это последнее предприятие, в которое Мурманская ж. д. входит участником в половинной доле, возникло в де­ кабре 1922 г. и имеет своей целью разработку и до­ бычу различных горных богатств, как например, слюды, полевого шпата, гипса и проч. Деятельность его, не­ смотря па ограниченный основной капитал, успешно развивается. Учитывая важную роль, которую играют рыбные промыслы в экономической жизни Северного края и в общехозяйственном строе страны, а также благоприят­ ное в этом отношении положение Мурманской at. д., Правление последней обратило исключительное внима­ ние на самостоятельную организацию, через посредство Коммерческого Отдела, рыбо-звериных промыслов в Се­ верном Ледовитом Океане и Белом море. Для указан­ ной цели своевременно были заарендованы Правлением тралловые суда, отремонтированы и соответствующим образом оборудованы. В настоящее время рыболовная флотилия пополнена еще шестью новыми судами, мо­ торного и парусного типа; организовано Управление

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz