Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

16 В Е С Т Н И К № 34. как главный и основной источник улучшения материаль­ ного положения и увеличения финансовых рессурсов, нриковывает к себе исключительное внимание. Для раз­ вития перевозок потребовались тарифные изменения— и Правление, в лице Тарифно-Экономической Части Коммерческого Отдела, возбуждает соответствующее хода­ тайство о разрешении Мурманской дороге устанавливать местные тарифы на всем ее протяжении, а не только в пределах нятисотверстяого пояса. Это ходатайство было разрешено Тарифным Комитетом в благоприятном для дороги смысле и использовано в целом ряде случаев, оказав таким образом существенное влияние на при­ влечение грузов. Далее, идя на встречу интересам клиентов, Правление открывает им текущие счета и допускает оплату тарифа при помощи чековых операций, что значительно способствует оживлению перевозок. Но, не ограничиваясь рамкамн сравнительно небольшого радиуса влияния Мурманской железной дороги, Пра­ вление намечает более отдаленные парспективы и ставит целью разрешить вопрос об увеличении грузооборота дороги в масштабе всероссийского использования этой магистрали для привлечения экспортных и импортных грузов. Мурманск, как единственный свободный и неза­ мерзающий порт России в ее международных сноше­ ниях с Западом, сосредоточивает на себе особое вни­ мание. Коммерческий Отдел производит крупные работы по всестороннему исследованию данного вопроса,—а Правление возбуждает в подлежащих инстанциях хода­ тайство о направлении части нашего заграничного товаро­ обмена на Мурманск. В целом ряде совещаний, состояв­ шихся во Внешторге, в НКПС и Госплане признано желательным направить на Мурманск определенную часть заграничных грузов. Вместе с тем в целях облег­ чения транзита от и до Порта-Мурманска внутрь страны Правлением было исходатайствовано понижение тарифов на 30— 35°/о для целого ряда импортных и экспортных грузов, следующих через Мурманск, а также было полу­ чено разрешение НКПС на предоставление дороге допол­ нительного для этих грузов пробега с повышением действующего числа товарных поездов, с соответствующим увеличением количества и улучшением качества подвиж­ ного состава, а также с дополнительным снабжением топливом и разного рода материалами. В целях даль­ нейшего привлечения импортных и экспортных грузов через Мурманск Правлением возбуждается вопрос об установлений для них таможенной пошлины, значительно пониженной по сравнению со ставками общего таможен ного тарифа; при чем данное ходатайство, рассмотренное в Таможенном Комитете, получает разрешение также в благоприятном смысле. Значительно пониженные со мно­ гих грузов пошлины, па ряду с предоставленными клиен­ там дороги железнодорожными льготами, создают таким образом для учреждений и частных лиц, заинтересован­ ных в экспортных и импортных перевозках грузов, очевидное преимущество Мурманского направления перед другими. К числу мероприятий, направленных к ожи­ влению деятельности Мурманской ж. д. и увеличению ее грузооборота следует отнести установление прямого заморского через Мурманск сообщения со срочными пароходными рейсами от Мурманска до Лондона и обратно с заходом в порты Норвегии. По этому вопросу Правлением ведутся сейчас переговоры с Госпароход- ством о выработке текста соглашения и тарифа на­ званного сообщения, каковые в ближайшее время будут представлены на утверягдение Правительства. Своеобразные климатические, экономические и быто­ вые условия Мурмана, слабое развитие производительных сил этого отдаленного края, при наличности неисчер­ паемых природных его богатств, побудили Правление поставить на очередь вопрос об учреждении на Севере порто-франко. Подробно разработанный проект органи­ зации порто-франко в Мурманске с прилегающей к нему территорией в пределах всего Кольского полуострова одобрен был в Севзапэкосо и для дальнейшего заклю­ чения направлен в Центральные Правительственные учреждения. К числу наиболее важных моментов в жизни Мур­ манской ж. д. следует отнести получение ею самостоя­ тельного пункта в Петрограде для адресования грузов и производства коммерческих операций. Мурманская ж. д., вынужденная пользоваться для указанной цели ст Рыбацкое, отстоящей от Петрограда на расстоянии 15 клм., тем самым была поставлена в крайне затруднительное положение, а потому одной из первых забот Правления после его образования и было стремление получить в Петрограде самостоятельную базу для производства коммерческих и финансовых операций. После долгих, настойчивых и энергичных стараний, сопряженных с чрезвычайными затруднениями и встречен­ ных противодействиями со стороны заинтересованных учреждений, Правлению, наконец, удалось получить во временное пользование ст. Охта-Навалочная Октябрьской ж. д. Это явилось для дороги весьма ценным достиже­ нием и необходимым условием дальнейшего прогрессив­ ного развития ее оперативной деятельности. Проведение в жизнь широко намеченного плана развития грузооборота, коммерческо-комиссионных, скла­ дочных, хозяйственных и прочих операций возможно лишь нри наличии самостоятельной, постоянной и удоб­ ной базы в самом городе, каким и является для Мур­ манской ж. д. ст. Охта. И в этом отношении указан­ ная станция явилась со стороны Правления дороги предметом особого внимания. Льготпый тариф на пере­ возку дров до станции Охта; восстановление нормальных сроков бесплатного хранения грузов и простоя вагонов, а также сроков выкупа и вывоза прибывающих грузов со станций, взамен установленных на всех станциях Петроградского узла сроков сокращенных; предоста­ вление грузохозяевам льготных условий по аренде участ­ ков земли и по долгосрочному хранению грузов—все это вместе взятое оказало значительное влияние на уве­ личение общего грузооборота. Если мы сопоставим грузо­ оборот станции Охта в период ее нахождения в веде­ нии Октябрьской ж. д. с соответствующим, периодом, когда она перешла в пользование Мурманской дороги, то увидим, что грузооборот названной станции в послед­ нем случае увеличился в пять с лишним раз. В числе прочих вопросов, неразрывно связанных с тарифно- экономической деятельностью Правления, является вопрос о той борьбе, которую ему пришлось вести с отвлечением грузов на гуж.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz