Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

№ 34. ' М У ческое Управление НКПС! Каждые 3— 4 месяца возоб­ новлялась аттака на его существование и ставился во­ прос о его ликвидации. Тт. Красин, Троцкий, Дзержинский — вот имена, удерживавшие до сих пор работу агронома на транс­ порте. Когда, в последнее время, в центре встал вопрос о реорганизации НКПС и о сведении его аппарата к формам и нормам довоенного устройства, к голосам пу­ тейско-инженерских бюрократов присоединился и голос партийного хозяйственника на транспорте. Этот послед­ ний понял буквально задачу возвращения к старому и сокращения штатов, и когда, при сличении аппарата НКПС в 1913 г. с его аппаратом в 1923 г., встрети­ лось Центральное Агрономическое Управление, -то так и сказал и этот новый бюрократ: — Агрономии па транспорте в 1913 г. не было, значит ее не нужно и теперь. Сократить. Грешным делом сказать, я и у нас, на Мурманке, в Правлении слышал от одного партийного товарища такую же точно реплику. — Что Чагра! Раньше никаких Чагров не было. Только лишние траты. Но это говорил маленький партийный чиновник. II. На исходе шестого года революционного кипения Советская Россия в лице СССР сейчас устраивает в Москве смотр своим хозяйственным силам. Военный смотр на сельско-хозяйетвенном фронте. По-военному, но твердой, точной отчетливой команде, раздавшейся год тому назад, явились на выставку в Москву все с.-х. возможности СССР и выстроились по мановению волшебной палочки хозяйственной власти в Всесоюзную С.-Х. Выставку. И на перекор как пер­ вому, так и второму типу очерченных выше бюрокра­ тов, транспорт всем своим составом участвует на Вы­ ставке в форме инженера-путейца, держащего под козы­ рек великому творящему хозяйственному началу с.*х. промышленности и промысла. Одна десятая территории Выставки занята НКПС, выступающим здесь под лозунгами: — Транспорт есть один из могущественных факто­ ров сельско-хозяйственной жизни страны. — Транспорт — связующее звено между городом и деревней. — Транспорт— техническое выражение политиче­ ского лозунга о „Смычке" пролетариата городов с кре­ стьянством деревни. Кто же теперь будет спорить о том, что в 1913 г. на сельско-хозяйственной выставке транспорта, ко­ нечно, не было бы. Царской России не нужно было „смычки". Царская Россия не гордилась бы агрономи­ ческими поездами, агробаржамп и агрофургонами, как видами подвижной агропропаганды на транспорте. Тем­ нота крестьянская, темнота политическая стояла пре­ градой к промышленнотехническому распространению знаний. Кто же будет после Всесоюзной С.-Х. Вы­ ставки утверждать, что агроном на транспорте —липший, ненужный техник. М А Н А. 11 Надо договориться до конца. — Да, транспортная агрономия есть одно изъ явлений Великой Русской Революции. В борьбе за новые социа­ листические формы государственного регулирования всей промышленной жизни страны, в период, когда транс­ порт, под руководящей рукой т. Красина, Троцкого и Дзержипского перестраивался в применении к обслу­ живанию фронтов борьбы с белыми бандами, с граждан­ ской разрухой, с голодом и холодом, пришел па транс­ порт агроном, как общественный работник и техник, и не уйдет с рельсов, пока транспорт находится в руках власти СССР. Ш. Однако, как же выступаем мы, мурманцы, на С.-Х. Выставке? Очень скромным „Уголком МурманаЛ Там, где в стройном порядке выстроились деревпи Украинская, Вологодская и др., где в подлинном виде показано жилище узбека, туркмена, башкира, калмыц­ кая кибитка и киргизская юрта, протиз выставочного вокзала и павильона НКПС, около рельсов выставочной ветки приютился „Уголок Мурмана“ . Подлинное, север­ ное, моховое болотце с карликовой березой. Ягельный мох, корявые сосенки и глыбы и камни ледниковых валунов. Все это, в естественной своей форме, приве­ зено в Москву за 2000 клм. Это пейзаж Заполярного участка нашей дороги. На этом пейзаже установлен кузов товарного вагона Мурманского парка в том виде, в каком транспортник- мурманец приспосабливает его к хозяйственному жилью. Около вагона разбит огородик и расчищена площадка луга. В самом вагоне Колонизационно - Агрономический Отдел выставляет экспонаты, характеризующие внутрен­ ние богатства Мурмана и его колонизационные возмож­ ности. Вот что находит пионер-колонизации железнодорож- ник-мурманец, явившись ва север. Вот его первые шаги по освоению и хозяйственному завоеванию хмурой северной природы. Вот его жилье, жилье русского искателя, неспокой­ ного духом вечного стремления к заселению все новых и новых пространств. И здесь же широкая картина научного колониза­ ционного исследования края, открывающая в дикой при­ роде несметные богатства горных пород (включительно до серебра и золота) колоссальные леспые богатства, изобилие рыбы и зверя. Незамерзающий порт. Возможный грузооборот дороги по экспорту и импорту за границу. Сказка оживления мертвого края, которая через 10 —20 лет должна стать действительностью. Как стала действительностью сказка— задуманная и решенная год тому назад— Всесоюзная С.-Х. Выставка. Даты начала организации Правления Мурманской ж. д. и Всероссийской С.-Х. Выставки совпадают. Они знают всего лишь один год напряженной работы. Сергей Полферов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz