Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

№3 4 . М У Р М А Н А. 9 перевозка дорого обошлась оленеводам, так как с этого момента и надо считать начало разорения оленеводства в Лапландии. При такой бешеной работе, какую вел Роіцаковский, не было времени смотреть за частой меной оленей для отдыха, и олени изпурялись, дохли. Работа Рощаковского слишком отразилась на успеш­ ности постройки дороги, так как он буквально террори­ зировал все начальство и отнимал много рабочих рук. Управление Мурманстройки дело снабжения продо­ вольствием и материалами поставило так широко, что буквально все склады были загружены продовольствием и материалами. Снабжением руководил Начальник Хо­ зяйственного отдела инженер С. Б. Чарнецкий, хороший организатор и очень дельный инженер. Продовольствие шло на Мурманскую дорогу не только со всех концов России, но и из-за границы. Чарнецкий, хотя и был хорошим организатором и снабженцем, но, за отсутствием хороших агентов, распределение и хранение всего этого ценного имущества ему не удалось поставить па надле­ жащую почву. Продовольствие и материалы валялись в беспорядке под открытым небом, гнйли, уничтожались, рассылка их по линии была не своевременная, рабочие сплошь и рядом голодали; от голодовки погибали на всех участках тысячи голов лошадей, рогатого скота, так— например, в Кандалакше падеж присланного скота до­ стигал ежедневно в течение полмесяца но несколько десятков п сотеп голов, лошади всех участков разбежа­ лись по тайге, фуража в течение нескольких месяцев совершенно не было, а рогатый скот и лошади прибы­ вали тысячами. Это происходило в 1915 году в самое горячее время постройки, но, начиная с 191 в года, та­ ках явлений уже пе наблюдалось, работа пошла более нормальным темном, а в 1917 году произошла февраль­ ская революция, которая ослабила темп постройки и в 1917 году министерство путей сообщения постановили постройку Мурманской дороги прекратить и передать ее в эксплоатацию. Из сказанного выше можно до некоторой степени вывести заключение, в каком виде была передана Мур­ манская дорога в эксплоатацию, а в 191S г. в июле месяце Мурманская дорога почти от самого Мурманска до Петро­ заводска была оккупирована англо-французами. Рабочие, не успевшие во время уйти до оккупации дороги, несмотря на то, что у англо-французов было навезено на дорогу изобилие всякого продовольствия, отказывались работать под англо-французским игом. Не один десяток тысяч рабочих ушел из оккупированной полосы, так -как англо-французы пе могли их удержать. Поэтому англо- французы остались совершенно без рабочих и за время оккупации дороги довели ее до такого состояния, что она в дпи освобождения была хуже, чем была сдана в эксплоатацию от постройки. Это было в 1920 году. Всем известно, могла ли Республика в течение 20—21-го годов отпускать какие-либо средства на вос­ становление такой линии, как Мурманская, когда в это время Деникин и Колчак расстроили всю сеть желез- пых дорог центральной России, важных как в страте­ гическом, так к в экономическом отношении, естественно, что Мурманская дорога была предоставлена сама себе, и если на нее и отпускались какие - нибудь кредиты, то слишком незначительные для ее излечения. Поэтому созданному в августе прошлого года Пра­ влению Мурманской дороги, дорога досталась в таком состоянии, что пришлось все делать и организовывать сначала. Прежде всего, Правлению дороги, пришлось обратить внимание на самую систему управления. До Правления дорога была разделена на 5 районов, и каждый район управлялся самостоятельно Начальником и Комис­ саром района. Такая система в революционное время принесла большую пользу дороге, Управление дороги, не предоставляя никаких средств районам, естественно оторвалось от линии. Начальники Служб буквально по­ теряли всякую связь с линией, а чрезмерная автоном­ ность не всегда бывает полезна, поэтому районы совер­ шенно забыли, что у них есть Центр, к голосу и ука­ заниям которого надо прислушиваться, и повели работу по своему; нарушилась целость системы и нужно было решительной рукой в корне это пресечь, Правление дороги районную систему упразднило. Сначала некото­ рым лицам такая решительность Правления дороги пе нравилась, но вряд ли кто-либо теперь скажет, что меро­ приятие, проведенное Правлением, не достигло желатель­ ных результатов. Вторая колоссальная работа, проделанная Правле­ нием дороги, это инвентаризация имущества дороги по определению основного и оборотного капитала дороги. Нужно сказать, что оторванность Правления дороги, про которую говорилось выше, привела Управление к тому, что в делах Служб Управления пе было никаких точных данных, что имеется в линейных складах, и для учета и проверки наличия пришлось Управлению Дороги создать Линейные Комиссии и посредством их произвести учет имущества, а, Центральной Комиссии все это сгрупиро- вать, расценить. Работа эта была закопчена к 1-му мая этого года. По объективным условиям, не зависящим от Народ­ ного Комиссариата Путей Сообщения, финансовое поло­ жение Мурманской дороги таково, что она причислена к дорогам дефицитным и, хотя она содержится НКПС, но отпускаемые средства пе сулили Правлению дороги никаких блестящих перспектив и дорога с каждым го­ дом приходила бы все в худшее и худшее состояние, поэтому перед Правлением возник вопрос изыскать средства для оживления Мурманского Края, который развитием своей промышленности давал бы дороге грузо­ оборот. Правление дороги вошло с ходатайством в НКПС и представило ему свой проект колонизации Мурманской жел. дороги. Наркомпуть отнесся к этому проекту с большим вниманием и благодаря поддержке почти всех центральных учреждений, вопрос о колонизации ныне разрешен и закреплен актом Постановления Совета Труда и Обороны Республики 25-го мая с. г. об отводе Мурманской жел. дор. 3 .000.000 десятин земли для колонизационных целей и предоставления ей нрава эксплоатации природных 1богатств края, лесных, горных, рыбных, звериных и развития сельского хозяйства. Ныне в осуществление Постановления Совета Труда и Обороны от 25-го мая с. г. Правлением дороги при- стунлено к организации Лесного Отдела, который явится главным доходным источником для колонизации края и вместе с тем Правление дороги приступило к органи­ зации своих собственных Рыбозвериных Промыслов и в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz