Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

№ 33. М У Р М А Н А. 'I Финляндии. Наиболее удачным и целесообразным счи­ тался второй вариант, так как с одной стороны он прорезает три волости: Керетьскую, Кестеньгскую п Тихтозерскую, а с другой прикасается к озеру Тоно- зеро и таким образом вводит в сферу своего влияния несколько деревень волостей— ОлангскоЗ, Погосской и Качетайболг,ской. Второй вариант и придется иметь в виду при осуществлении тех или других дорожных сооружений, Но начальный пункт тракта будет иной в зависимости от намечающихся на линии торговопромы­ шленных иупктов. Уже и теперь Кереть осталась в стороне и даже ст. Кереть закрыта, а тяготение эконо­ мическое явно направляется или к ст. Чупа, где пре­ красная пристань и крупный центр лесозаготовок, частью к ст. Лоуха, туда идут из Карелии давно проторенные пути. В связи с предполагаемым достройкой дороги из­ менением па этом участке направлении линии, воз­ можно, что явится еще новая вариация в направлении пути, но вернее всего, что экономическим центром края в скором времени окажется Чупа-Пристань, в виду осо­ бенно благоприятных условий для развития здесь, как сельского хозяйства, так и промышленности и про­ мыслов. С этим пунктом будет весьма важно соединить центральные селения северной Карелии и направить туда, примерно на берега Тонозера, волну поселенцев. Во всяком случае определять окончательно направление тракта преждевременно. Иное дело с проектом Кемь-Юшкозерского тракта, здесь направление тракта уже вполне определяется на­ правлением системы р- Кеми: дорога должна пройти через села: Подужемье, Маслозеро, Вермас-озеро, ІІанозеро, Саловараку, оканчиваясь у Юшкозера. Обследование тракта было произведено и смета составлена в сумме 144 тыс. руб. довоенного времени. Работы по устрой­ ству тракта сложные, нужно устропть пастил на про­ тяжении 55 километров и убрать каменья, па протя­ жении 82 километров, сделать просеки на расстоянии 160 килом, и выкорчевать пни, на протяжении 10 ки­ лометров придется прорыть водоотводпые каналы. За Юшкозером открывается далее вглубь Карелии большой водный простор до с. Вокнаволок, Разумеется, если говорить об основательном обору­ довании Карелии грунтовыми дорогами, то ограничиться этим проектом тракта до Юшкозера нельзя, эта дорога,— которой в виду нашей хозяйственной нужды, прихо- , А , дится ограничиться на первое только время; в сущ­ ности параллельно Кеми с теми частичными уклоне­ ниями от нее, которых требует расположение крупных населенных пунктов и возможное сокращение общего протяжения тракта, до самой финляндской границы должно быть проведено шоссе; ведь р. Кемь, прорезы­ вающая поперек всю северную Карелию почти но самой ее середине, главная жизненная артерия края, к ней пе так трудно будет создать уже самому населению короткие подъездные пути с севера и с юга. Проект Сороцко-Тупгудского тракта больше, чем на половину осуществлен. Нужно только улучшить тракт іта участках, ближайших к с. Тунгуда, и продолжить его из Тунгуды через дер. Сиговароку, Келлевараку, Вениозеро, Пергозеро, Хижезер до Ругозера, бывш. ГІо- вепецкого уезда. Направление этого тракта возможно изменится в связи с несомненным приливом в ближайшее время колонизации в богатый, но совершенно пустын­ ный Выгозерский край. Большие возможности и колонизационные, и промы­ шленные таит край по верхнему и среднему течению р. Ондн, весьма желательным было бы ответвлением от Сороцско-Тунгудского тракта открыть ворота движению поселенцев и промышленников и в этот край, но точно устанавливать желательные контуры его еще рано. Познакомившись с этой печальной картиной поло­ жения Карелии в дорожном отношении, читатель не­ вольно подумает: слишком много нужно усилий и средств, чтобы дать малонаселенной п относительно бедной Карелии жить но - человечески. ІІо ведь, прежде всего, это паша вина, и наш долг пред Карелией; а затем, нужно всегда иметь в виду огромное и политическое и экономическое зпачение этого края, чрез который ведет путь к незамерзающему порту и к таким большим за­ пасам рыбы самых ценных сортов, о которых до сих пор мы пе имеем и представления, так как не исполь­ зуем и ] 0-й доли их; и это будет длиться до тех пор, пока Карелия будет оторвана бездорожьем от дороги к океану. Огромные лесные богатства также не могут быть использованы без дорог и повых поселенцев в крае. В виду этого Центр, казалось бы, тіе должен отказать в открытии кредита па постройку грунтовых путей в север Карелии. В л . 11— се,. Возрождение дееного хозяйства ^ареди, (Беседа с нач. Карлесоуправления, тов. Саар). Возрождение лесного хозяйства в Карелии идет быстрыми шагами: в 1922 году доход от эксплоатации лесного хозяйства составлял всего лишь 4°/о общего бюджета Карелии, тогда как, начиная с октября минув­ шего года, по настоящее время, он составляет уже свыше 50 ° /0 общего бюджета. Такой скачек надо объ­ яснять тем обстоятельством, что в настоящее время между Лесоуправлепием и лесозаготовителями устано­ влены чисто коммерческие взаимоотношения, согласно которым Лесоуправление своевремеппо взимает плату или насчитывает пени но курсу дпя при просрочках, а также следит за лесозаготовителями, за соблюдением условия производства рубки; кроме того, согласпо поста­ новления СТО, значительно повышены цепы леса на корню. Но этим еще не исчерпывается возможность дальнейшего повышения процента дохода от эксплоата­ ции лесов, так как еще не исчерпаны возможности заготовки максимального количества лесо -материалов, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz