Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
№ 33. М У Р М А Н А. 'I Финляндии. Наиболее удачным и целесообразным счи тался второй вариант, так как с одной стороны он прорезает три волости: Керетьскую, Кестеньгскую п Тихтозерскую, а с другой прикасается к озеру Тоно- зеро и таким образом вводит в сферу своего влияния несколько деревень волостей— ОлангскоЗ, Погосской и Качетайболг,ской. Второй вариант и придется иметь в виду при осуществлении тех или других дорожных сооружений, Но начальный пункт тракта будет иной в зависимости от намечающихся на линии торговопромы шленных иупктов. Уже и теперь Кереть осталась в стороне и даже ст. Кереть закрыта, а тяготение эконо мическое явно направляется или к ст. Чупа, где пре красная пристань и крупный центр лесозаготовок, частью к ст. Лоуха, туда идут из Карелии давно проторенные пути. В связи с предполагаемым достройкой дороги из менением па этом участке направлении линии, воз можно, что явится еще новая вариация в направлении пути, но вернее всего, что экономическим центром края в скором времени окажется Чупа-Пристань, в виду осо бенно благоприятных условий для развития здесь, как сельского хозяйства, так и промышленности и про мыслов. С этим пунктом будет весьма важно соединить центральные селения северной Карелии и направить туда, примерно на берега Тонозера, волну поселенцев. Во всяком случае определять окончательно направление тракта преждевременно. Иное дело с проектом Кемь-Юшкозерского тракта, здесь направление тракта уже вполне определяется на правлением системы р- Кеми: дорога должна пройти через села: Подужемье, Маслозеро, Вермас-озеро, ІІанозеро, Саловараку, оканчиваясь у Юшкозера. Обследование тракта было произведено и смета составлена в сумме 144 тыс. руб. довоенного времени. Работы по устрой ству тракта сложные, нужно устропть пастил на про тяжении 55 километров и убрать каменья, па протя жении 82 километров, сделать просеки на расстоянии 160 килом, и выкорчевать пни, на протяжении 10 ки лометров придется прорыть водоотводпые каналы. За Юшкозером открывается далее вглубь Карелии большой водный простор до с. Вокнаволок, Разумеется, если говорить об основательном обору довании Карелии грунтовыми дорогами, то ограничиться этим проектом тракта до Юшкозера нельзя, эта дорога,— которой в виду нашей хозяйственной нужды, прихо- , А , дится ограничиться на первое только время; в сущ ности параллельно Кеми с теми частичными уклоне ниями от нее, которых требует расположение крупных населенных пунктов и возможное сокращение общего протяжения тракта, до самой финляндской границы должно быть проведено шоссе; ведь р. Кемь, прорезы вающая поперек всю северную Карелию почти но самой ее середине, главная жизненная артерия края, к ней пе так трудно будет создать уже самому населению короткие подъездные пути с севера и с юга. Проект Сороцко-Тупгудского тракта больше, чем на половину осуществлен. Нужно только улучшить тракт іта участках, ближайших к с. Тунгуда, и продолжить его из Тунгуды через дер. Сиговароку, Келлевараку, Вениозеро, Пергозеро, Хижезер до Ругозера, бывш. ГІо- вепецкого уезда. Направление этого тракта возможно изменится в связи с несомненным приливом в ближайшее время колонизации в богатый, но совершенно пустын ный Выгозерский край. Большие возможности и колонизационные, и промы шленные таит край по верхнему и среднему течению р. Ондн, весьма желательным было бы ответвлением от Сороцско-Тунгудского тракта открыть ворота движению поселенцев и промышленников и в этот край, но точно устанавливать желательные контуры его еще рано. Познакомившись с этой печальной картиной поло жения Карелии в дорожном отношении, читатель не вольно подумает: слишком много нужно усилий и средств, чтобы дать малонаселенной п относительно бедной Карелии жить но - человечески. ІІо ведь, прежде всего, это паша вина, и наш долг пред Карелией; а затем, нужно всегда иметь в виду огромное и политическое и экономическое зпачение этого края, чрез который ведет путь к незамерзающему порту и к таким большим за пасам рыбы самых ценных сортов, о которых до сих пор мы пе имеем и представления, так как не исполь зуем и ] 0-й доли их; и это будет длиться до тех пор, пока Карелия будет оторвана бездорожьем от дороги к океану. Огромные лесные богатства также не могут быть использованы без дорог и повых поселенцев в крае. В виду этого Центр, казалось бы, тіе должен отказать в открытии кредита па постройку грунтовых путей в север Карелии. В л . 11— се,. Возрождение дееного хозяйства ^ареди, (Беседа с нач. Карлесоуправления, тов. Саар). Возрождение лесного хозяйства в Карелии идет быстрыми шагами: в 1922 году доход от эксплоатации лесного хозяйства составлял всего лишь 4°/о общего бюджета Карелии, тогда как, начиная с октября минув шего года, по настоящее время, он составляет уже свыше 50 ° /0 общего бюджета. Такой скачек надо объ яснять тем обстоятельством, что в настоящее время между Лесоуправлепием и лесозаготовителями устано влены чисто коммерческие взаимоотношения, согласно которым Лесоуправление своевремеппо взимает плату или насчитывает пени но курсу дпя при просрочках, а также следит за лесозаготовителями, за соблюдением условия производства рубки; кроме того, согласпо поста новления СТО, значительно повышены цепы леса на корню. Но этим еще не исчерпывается возможность дальнейшего повышения процента дохода от эксплоата ции лесов, так как еще не исчерпаны возможности заготовки максимального количества лесо -материалов, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz