Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
6 В Е С Т Н И К № 33. речными н плавающими, то продольными в два бревна, слегка подтесанными. ІІа борах трактовые дороги не ремонтируются, а на болотах ремонт происходит только тогда, когда расстояние между поперечными бревпамп будет больше шага лошади. На тех участках тракто вых дорог, где по условиям местности па лошадях ездить нельзя,— ремонт в опасных местностях дорог на болотах производится только тогда, когда между вы гнившими мосточками образуется два шага человече ских. Кемь-Кондокекий (чаще его называют Кемь- ІОшкозерский) тракт— главные ворота внутрь Карелии. Растянувшись на 860 килом, частями по суше и по воде, тракт прорезывает 6 карельских волостей, об служивая около J/ 2 населения Карелии. Только первые семь километров от г. Кеми можно проехать на лошади и даже на паре, запряженной в тарантас. Ручейки с гнилыми мосточками, ухабы, грязь, лужи, камни— но все же ехать можно. На 8 километре в местечке „З а шеек* дорога прекращается, здесь проезжий садится в карбас; отсюда вниз по течению Кемь тянется порог „Путыа“ , вверх на расстоянии 10 километров поро гов нет. Б с. Подужеиье путь водный прерывается водопадом. Здесь снова начинается тракт и развет вляется на два. Оба приблизительно равны 8S килом.; одна ветка идет дальше по берегу дор. Кеми до с. Пано зера; едут главным образом по самой реке:, другая ветка идет по борам, болотам, озерам, салме и реке Нижней Охте тоже в ІІанозеро. Путь по Кеми пе- удобен тем, что около некоторых порогов карбас при ходится перетаскивать по земле и во многих местах поднимать против бурного течения между камней по средством длинной бичевы и шестов. При подъеме кар басов кладь выгружалась на берег и переносилась па руках. Приходится нести ее по овражистым, заваленным буреломом берегам реки. Сухопутный тракт из Подужемья начинается с пра вого берега реки. Переправа через Кемь производится на карбасах, лошади переправляются вплавь. Течение, благодаря близости водопада, отличается стремитель ностью, и переправу далеко нельзя назвать удобною. От Подужемья до Маслозера 40 километров. Из них дорога ровная, возможная для колесной езды, кило метра 2, грязной дороги — 5 кил., грязной, вязкой до роги по болотам без мостов —2 километра; дороги, про ходящей по сплошным каменным кряжам, 3 килом.; до роги, переплетенной кореньями, усеянной палками, ка меньями, клочьям— 18 километров, дороги по болотам с удовлетворительными мостами 10 килом., дороги с продольными мостами в два бревна по грязным местам 2 килом, и по Маслозеру 8 километра. По такому пути летом ходят пешком или ездят верхом. Кладь возят па санях, причем па одну лошадь полагается не более 80 килограм. От с. Маслозера тракт идет километра 2 по озеру, километр салмой, 11 километров по озеру ІІемево, километр по р. Средняя Охта и 14 километ ров по узенькой тропинке вплоть до выселка Вермас. Дальнейший путь к Палозеру— 3 километра по озеру Вермас, 12 километров по тропинке и 5 но озеру ІІало- зеро. От с. ІГанозеро идет сплошной водный путь по р. Кемь, оз. ІОніко, Нижнему Куйто, С. Куйто и В. Куйто через сс. Сапосалму, Юшкозеро, ІІурмилакшу, Лусалму, Ухту и Ювалакшу до с. Вокнаволок. От Вок- иаволок вплоть до Копдоки тропа идет по суше. Кереть —Олангский тракт открывает ворота внутрь самой северной части Карелии —самой глухой и забро шенной. Но эти ворота плохие. Общее протяжение тракта до 200 километров. Тракт идет сначала 10 ки лометров горой, потом 15 километров по оз. Лукскому и по реке, б километров горой, 2 по ложбине, 2 по топким болотам, 9 цепью озер ложбин и салм (мелких, узких извилистых ручейков, соединяющих озера), 1/ 2 ки лометра по нолям, 22 километра но озеру, 1 километр по полям, 1 по ложбине, 3 горой по борам и болотам и 100 километров озерами (Топозеро и ІІявозеро), ка навами, салмами и реками. Тропинки сухопутные крайне пеудобиы на этом тракте даже для невзыскательного пешехода. На десятки километров тянутся каменные кряжи; узенькая тропинка бежит по кряжам, пересекает их и то поднимается, то опускается, образуя аршин ные дистанции между ступеньками гор. Представленный контур Карельских трактов, правда, дап по описаниям их исследователей, относящимся к па- чалу европейской войны илп в некоторых случаях даже несколько раньше, но изменения и совершенно незна чительные, могли произойти только в немногих местах. Общая картина ни мало пе изменилась. От этих суще ствующих летних троп и зимних дорог исходили п в проектах памечавшихся дорог в Карелии. Вариантов этих проектов довольно значительное количество, от метим только те, которые сохранят за собою значение и при повой экономической обстановке с проведением липни железной дороги. На севере Карелии намечался Олангско-Ковдский тракт, который должен был соединить богатое село Ковду с его 4-мя большими лесопильными заводами с сел, Олангой, тракт предполагали продолжить до фин ской границы. ІІо этому направлению идет довольпо торная зимняя торговая дорога— везут в Финляндию с озер Лапландии и Карелии- свежую рыбу, икру, оленье мясо, шкуры, шерсть, а осенью с Терского берега семгу. Тракт пеобходим для оживления и развития лес ных промыслов в северной Карелии, где разработке лесных, почти петропутых массивов, мешает острый не достаток рабочих рук. Проведение тракта, несомненно, вызовет, хотя и медленное, но глубокое проникновение поселенцев вглубь северной части Карелии. Осповой колонизации будут лесные промысла и рыболовство на рыбных озерах, а в летний сезон работа на Мурман ском промысле. Керетско-Кестингский тракт имеет в виду соеди нить богатое приморское село Кереть с Кестенгой и другими крупными населенными пунктами этой части Карелии. Предлагалось два варианта в направлении тракта,— первый: сс. Кереть, Новая Деревня, Большое озеро, Кестеньга, Коккосалма, Сафьянское Устье, Лойдо- салма, Пукорн, Гейкилля, Крусамо. Общее протяжение тракта 164 километра -f- 54 килом, по финляндской гра нице. Второй вариант: Кереть, Новая Деревня, ІІипьгосалма, Лохгуба, Кестеньга, Коккосалма, Кибель, Акколи Куше- ванда, Няршев Двор, Куусамо; протяжение тракта по этому варианту 205 килом. + 57 килом, по территории
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz