Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

№ 33. М У P M А И А. 5 Больших трактовых дорог в Карелии три: Кемь-Кон- доксвий, Кереть-Олангский и Сороцко-Тунгудский тракты и „Екатерининский тракт", составляющий как бы про­ должение Сороцко-Тупгудского тракта, или тракта из ІІадвоиц ыа Сумский Посад—-это остаток старой за- брошениой дороги. Новые дороги, однако, до сих пор не соединены с стариком екатеринипских времен в одно целое. Екатерининский тракт был когда - то настоящим трактом, а в последние годы был простою проселочною дорогою. Тракт этот от. с. Рѵгозера бывш. Олонецкой губернии до Маслозерской волости Кемского уезда но­ сит все признаки настоящего, хотя и заброшенного, тракта. От Ругозера до д. Компаково па расстоянии 33-х километров тракт проходит большей частью по борам и имеет шприну от 2— 6 метр. На 9 километре чрез р. Онду устроен мост. Дорога до Компакова ровна, камней нет. Вдоль тракта кое-где еще сохранились верстовые столбы. Местами дорога развалена буреломом. От Компакова до д. Березово тракт загроможден больше. На болотах сохранились остатки мостов в 4 метра ши­ риною. Из Березова тракт идет по направлению к д. Кевять-озеро. Этот участок время от времени ремон­ тировался местными крестьянами и был возможен для верховой езды. ПІирина тракта, отчасти с краев уже заросшего лесом, здесь 2 — 4 метра; в стороне груды камней, иа болотах остатки мостов. От Кевять-Озера следы тракта видны еще на расстоянии 10 килом, до д. Аоопино- Лучший Карельский тракт это Сороцко-Тунгудский. От Сороки с завода дорога имеет 4 метра ширины, обильно на болотных местах посыпана песком п устроены по бокам канавы. Пробегая по сравни­ тельно ровным местам, дорога обрывается на нравом берегу р. Бы г в деревне Выгостров и начинается па левом берегу р. Выг у дер. Матигоры. Река между этими деревнями порожиста, и переправа производится выше деревни и сопряжена с неудобствами, особенно для лошадей, которых приходится переправлять через широкий Выг вплавь. От Матигор дорога тянется по берегу р. Выга. Местность холмистая, пересеченная оврагами, и для езды очень неудобная, особенно при крутых спусках на узкие мосты. Проезжающие избе­ гают этого участка дороги, предпочитая 8 килом, до выселка Сосповец ехать в карбасе по беспорожистоіі в этом месте р. Выг. У Сосковца дорога сворачивает от Выга к Карелии, пересекает железнодорожный путь и построенную вдоль его времянку, в большинстве случаев запущенную уже и требующую основательного ремонта, и бежит по ровной местности до дер. Курья-варака, что не далеко от Шуезера. От Курьей-вараки дорога делает большой из­ гиб, обегая озеро ІІІуезеро но гористому его берегу приблизительно километров 12, и останавливается в дер. Лехта. И этот участок путники предпочитают про езжать водой :~по „ламбине" 200 метров, но канаве и километров 6 по озеру. Ог Лехты до дер. Масло- зеро тянутся последние 25 километров тракта; путь ме­ стами гористый, местами болотистый, по в общем хо ­ роший. Далее тракт становится обыкновенной карель­ ской летней тропой. Из Магаезера до Туагуды на рас­ стоянии 10 километров сообщение поддерживается: „водой“ и „горой". Первый километр едут по ложбипе, затем около километра идут по бору, дальше но лож­ бине и по р. Тунгуде 6 килом., остальное расстояние надо итти по полям. Кемь-Кондокский тракт представляет уже целиком типичную Карельскую тропу. Ширина его неодинакова, по в общем такова, что позволяет при встрече разой­ тись двум человекам далеко не всегда. Поверхность усеяна на борах камешками и камнями, кольями, буре­ ломом и кореньями, на болотах- оговорками на ооследование имеющих малые хозяйства вне полосы о тч ужд ени я и т. д. „Назийцы" признали необходимым приступить к новым расчисткам по увеличению покосной площади в границах поселка. Э т о т новый пункт в протоколе О бщ е г о Собрания заслуживает внимания, так к ак он является признаком здоровой хо зяйственной политики поселка, направленной к расширению кормового клина. Причина этого — наро- стание стада и же л ани е быть хо зяйственником на завтра. Один и з уч а стников покоса пр ед ложи л было установить определенную площад ь расчистки на к аж д о г о , но этот очередной вопрос составит дело б у д ущ е г о в ж и з н и по­ селка „ Н а з и я “ . О д н о ж е денно и неоспоримо, что интерес к полосе о т ч уж д е н и я существует, что же л е зн о д о р ожни к у не чуж ды интересы се.ньского хозяйства и он не бе зр а з­ лично относится к ним На М г е. Н а станции М г а весь покосный участок поселка р а з ­ вертывается „на п а й к и 11. З д е с ь м ожн о быть уверенным, что с работой справятся и что Посевком проведет сенокос. М ы С Л И н О. А вот р а з ъ е зд — Мыслино, здесь не много ско то ­ водов. Разверстка готова. П р о е зж а я мимо, в иж у к о сц а— ж е л е зн о д о р ожн и к а , умело прох о д ящ ег о со своей косой м ежд у кустов и обрезающего кругом их зеленую траву. Че рез несколько дней на вас г л я дя т скошенные пролеты, словно выстриженные под гребенку, и на них торчащие, что вороны по осени, кусты. Т у т ж е стоят копны сена. В другом месте, глядишь, у ж е „стоги мечу т 1 и веселая бабенка приветливо улыбается п а с с ажи р у п роходящ его поезда. Солнце играет своим лучем. Красный чепец на бабе ярким г ятн ом выд еляется на зеленом фон е о к р уж ающ е г о лиственного молодняка. П о д а л ьш е от нее семья ж е л е з н о д о р ож н и к а— будочник а вышла на работу. Р е б я т иш ки босиком, с граблями в руках, шев елят сено. Кор ен ас тый мужчина, отец семейства, сидит за оточкой косы на крупном камне,— валуне, памятнике ледникового период а земли. С к и т . В Ски тс ком поселке покос разделили на два р а з р я д а по качеству травы, наделили к аж д о г о хозяина двумя по­ резками, составив тем самым равный паек. Копны сена и местами стоги стоят почти по всему участку. В других местах, не усложненным сильным наростанием стада, разверстка т а к ж е проходит сравнительно спокойно. Н. Шерстобоев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz