Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

В Е С Т Н И К Переход судов из Английских и Американских портов до Мурманска равен переходу до Либавы, следова­ тельно, расстояние между Либавой и Петроградом, но отношению к Мурманску, суда идут лишнее, тратя не­ производительно время и топливо. Из Нью-Йорка на Мурманск морской переход короче пути в Либаву на целые сутки '). Короче говоря, преимуществ па сто­ роне Мурманского порта перед Петроградским вполне достаточно, чтоб, паконед-то, на его использование обра­ тили внимание и включили в число действующих нор­ ов, хотя н не с полной нагрузкой. Как п в вопросе отвода Мурманской ж.-д. земли, так и в вопросе привлечения грузов, Правлению дороги и его Отделам пришлось положить не мало усилий для того, чтоб пробить стену инертного отно­ шения к жизненисважным вопросам Мурманского края, каковые теперь увенчались полным успехом. Получен­ ная нами телеграмма от Председателя Правления Мур­ манской ж. д., тов. Арнольдова гласит, что во второй половине августа Центросоюзом, импортируется через Мурманский порт 1 .000 топн заграничного сахару и что, может быть, так же будет направлено несколько тысяч кип хлопка. Таким образом, первая брешь в степе, преграждавшей доступ в Мурманский порт, импортным грузом пробита, наступило время, когда местные Гос­ учреждения и Хозорганы должны притти на номоіць Правлению дороги и первую брешь расширить и углу­ бить до предела. Вонрос привлечения на дорогу грузов экспорта и импорта важен и необходим не только дороге, но и Мурманскому краю в целом, а но этому надо желать и добиваться прекращения ледокольной кам­ пании в Петроградском порту и направления всех гру­ зов через Мурманский порт, ибо за выгодность этого направления говорят факты и язык цифр, каковые, как нам не безызвестно, вещи упрямые. Экономическая и до некоторой степени политиче­ ская нецелесообразность направления грузов через Петро­ градский порт зимою, а тем более Латвийскими и Эстон­ скими дорогами, настолько для нас очевидна, что в больших доказательствах не нуждается. Всех т. т., инте­ ресующихся этими вопросами более подробно, отсылаем к упоминаемым брошюрам А. Арнольдова и Г. Чиркина. Возвращаясь к положению и работе дороги, необхо­ димо сказать, что со времени существования Правления дороги (сентябрь 22 года), дорога но определенному плану неуклонно идет к восстановлению, как в техни­ ческом, так и в хозяйственно-коммерческом отношении и с возлагаемой на нее задачей переброски импортных грузов справится с честью. Думаем, что в этом отно­ шении не отстанет и Мурманский порт. И так, приветствуя предстоящее в ближайшем буду­ щем оживление Мурманского порта и дороги, а вместе с ними и всего края, совместными согласованными уси­ лиями всех заинтересованных организаций, будем про­ рубать новое Советское окно в дряхлеющую Европу. 0 Г. Ф. Чиркни, Пути развития Мурмапа, Петроград, 1922 г., стр. 45. М . JIojxmuH. Ст. Мурманск. Ч - f - Кемекий колонизационный район. Кемский колонизационный район надо считать к северу от Сороки, к которой идет экономическое тяго­ тение с юга но р. Выгу и с Поморья берегом моря и трактом. К югу от Сороки берег Белого моря заселен довольно крупными и частыми поселками; к северу же между Сорокой и Кемыо и далее не заселены даже такие места берега и бухты, где могли бы существовать хорошие пристани. Проведение железной дороги, кото­ рая здесь проходит, очень недалеко уклоняясь от берега, совершенно изменяет обстановку и самые жизненные условия в этом районе. До проведения железнодорожного пути поселенец должен был, выбирая место, рассчитывать на исключи­ тельную прибыльность рыбного промысла и непосред­ ственную близость берега, так как отсутствие дорог делало крайне затруднительным участие в промысле се­ лений, расположенных внутри Карелии. При выборе места поселения но береговой полосе приходилось искать исключительного обилия рыбы и удобства сообщения морем, иначе говоря, ограничиваться большими и глубо­ кими бухтами, куда рыба сама периодически привали­ вает огромными массами. Теперь нет никакой необходимости жаться непре­ менно только к большим бухтам, раз в нескольких кило­ метрах, а иногда и у самого берега железнодорожный путь, который дает круглый год удобное средство пере­ движения и открывает возможность, помимо рыболовства ценность продуктов которого в виду удобства сбыта повы­ шается в несколько раз, иметь целый ряд подсобных промыслов; но железной дороге легко сбыть и сено, и овощи, и дичь, и ягоды, и все, что может нолучить на месте поселения колонист. Наконец, самая линия же­ лезной дороги, требующая значительного количества ра­ бочей силы, остро нуждается в работниках и дает посе­ ленцу хороший заработок. Таким образом, открывается для заселения, прежде всего, большая полоса беломор­ ского побережья, изрезанного здесь большими и малыми бухтами. Тип современных поселенцев „Поморья" и Карель­ ского берега сложился очень устойчиво, ио довольно и своеобразно и однообразно живет приморское население редкими большими селами в высоких, хорошо построен­ ных, просторных по большей части двухэтажных хоро­ мах; дома безиорядочно разбросаны без всякого плана и стройности но площади села. Население предприимчи­ вое, смелое, зажиточное, потому смотрящее вперед бодро и уверенно. Почти единственным источником существо­ вания является рыболовство. Там, где поселки близки к станциям железной дороги, и где есть конторы „Северо- леса“, многие бросили этот свой вековой, передаваемый от отца к нему промысел, и предпочитают ему службу на железной дороге, на лесопильных заводах и особенно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz