Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
В Е С Т Н И К Переход судов из Английских и Американских портов до Мурманска равен переходу до Либавы, следова тельно, расстояние между Либавой и Петроградом, но отношению к Мурманску, суда идут лишнее, тратя не производительно время и топливо. Из Нью-Йорка на Мурманск морской переход короче пути в Либаву на целые сутки '). Короче говоря, преимуществ па сто роне Мурманского порта перед Петроградским вполне достаточно, чтоб, паконед-то, на его использование обра тили внимание и включили в число действующих нор ов, хотя н не с полной нагрузкой. Как п в вопросе отвода Мурманской ж.-д. земли, так и в вопросе привлечения грузов, Правлению дороги и его Отделам пришлось положить не мало усилий для того, чтоб пробить стену инертного отно шения к жизненисважным вопросам Мурманского края, каковые теперь увенчались полным успехом. Получен ная нами телеграмма от Председателя Правления Мур манской ж. д., тов. Арнольдова гласит, что во второй половине августа Центросоюзом, импортируется через Мурманский порт 1 .000 топн заграничного сахару и что, может быть, так же будет направлено несколько тысяч кип хлопка. Таким образом, первая брешь в степе, преграждавшей доступ в Мурманский порт, импортным грузом пробита, наступило время, когда местные Гос учреждения и Хозорганы должны притти на номоіць Правлению дороги и первую брешь расширить и углу бить до предела. Вонрос привлечения на дорогу грузов экспорта и импорта важен и необходим не только дороге, но и Мурманскому краю в целом, а но этому надо желать и добиваться прекращения ледокольной кам пании в Петроградском порту и направления всех гру зов через Мурманский порт, ибо за выгодность этого направления говорят факты и язык цифр, каковые, как нам не безызвестно, вещи упрямые. Экономическая и до некоторой степени политиче ская нецелесообразность направления грузов через Петро градский порт зимою, а тем более Латвийскими и Эстон скими дорогами, настолько для нас очевидна, что в больших доказательствах не нуждается. Всех т. т., инте ресующихся этими вопросами более подробно, отсылаем к упоминаемым брошюрам А. Арнольдова и Г. Чиркина. Возвращаясь к положению и работе дороги, необхо димо сказать, что со времени существования Правления дороги (сентябрь 22 года), дорога но определенному плану неуклонно идет к восстановлению, как в техни ческом, так и в хозяйственно-коммерческом отношении и с возлагаемой на нее задачей переброски импортных грузов справится с честью. Думаем, что в этом отно шении не отстанет и Мурманский порт. И так, приветствуя предстоящее в ближайшем буду щем оживление Мурманского порта и дороги, а вместе с ними и всего края, совместными согласованными уси лиями всех заинтересованных организаций, будем про рубать новое Советское окно в дряхлеющую Европу. 0 Г. Ф. Чиркни, Пути развития Мурмапа, Петроград, 1922 г., стр. 45. М . JIojxmuH. Ст. Мурманск. Ч - f - Кемекий колонизационный район. Кемский колонизационный район надо считать к северу от Сороки, к которой идет экономическое тяго тение с юга но р. Выгу и с Поморья берегом моря и трактом. К югу от Сороки берег Белого моря заселен довольно крупными и частыми поселками; к северу же между Сорокой и Кемыо и далее не заселены даже такие места берега и бухты, где могли бы существовать хорошие пристани. Проведение железной дороги, кото рая здесь проходит, очень недалеко уклоняясь от берега, совершенно изменяет обстановку и самые жизненные условия в этом районе. До проведения железнодорожного пути поселенец должен был, выбирая место, рассчитывать на исключи тельную прибыльность рыбного промысла и непосред ственную близость берега, так как отсутствие дорог делало крайне затруднительным участие в промысле се лений, расположенных внутри Карелии. При выборе места поселения но береговой полосе приходилось искать исключительного обилия рыбы и удобства сообщения морем, иначе говоря, ограничиваться большими и глубо кими бухтами, куда рыба сама периодически привали вает огромными массами. Теперь нет никакой необходимости жаться непре менно только к большим бухтам, раз в нескольких кило метрах, а иногда и у самого берега железнодорожный путь, который дает круглый год удобное средство пере движения и открывает возможность, помимо рыболовства ценность продуктов которого в виду удобства сбыта повы шается в несколько раз, иметь целый ряд подсобных промыслов; но железной дороге легко сбыть и сено, и овощи, и дичь, и ягоды, и все, что может нолучить на месте поселения колонист. Наконец, самая линия же лезной дороги, требующая значительного количества ра бочей силы, остро нуждается в работниках и дает посе ленцу хороший заработок. Таким образом, открывается для заселения, прежде всего, большая полоса беломор ского побережья, изрезанного здесь большими и малыми бухтами. Тип современных поселенцев „Поморья" и Карель ского берега сложился очень устойчиво, ио довольно и своеобразно и однообразно живет приморское население редкими большими селами в высоких, хорошо построен ных, просторных по большей части двухэтажных хоро мах; дома безиорядочно разбросаны без всякого плана и стройности но площади села. Население предприимчи вое, смелое, зажиточное, потому смотрящее вперед бодро и уверенно. Почти единственным источником существо вания является рыболовство. Там, где поселки близки к станциям железной дороги, и где есть конторы „Северо- леса“, многие бросили этот свой вековой, передаваемый от отца к нему промысел, и предпочитают ему службу на железной дороге, на лесопильных заводах и особенно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz