Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Ц е н а в н е П е т р о г р а д а (н а а в г у с т ). Отдельный номер 2 0 р. П о д п и с к а : На 1 месяц . 75 р. „ 3 „ . 2 2 5 р. Ц е н а в П е т р о г р а д е : Отдельный номер 2 Q к. П о д п и с к а : На 1 месяц — р. 7 5 к. •5 5> _ и J » » » Ц е н а о б ъ я в л е н и й ; За 1 страницу . 5 0 р. .. Ч „ - 3 0 „ „ V* - . 2 0 , Об утере документа 15 к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. Р Е Д А К Ц И Я И К О Н Т О Р А : Петроі рад. Правление Мурманской ж. д., Литовская, ул. № 44, 1-ый подъезд, 3-й этаж, комн. №№ 33—35 Телефоны через коммутатор Мурманской ж. д.. М*№ 94 и 118; городск. № 5-55-98. П Р Е Д е Т А В Н Т Е І І Ь С Т В А і 1) Петроград. Проспект 25-го Октября К: 88 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 2) Москва. Верхние Торговые Ряды (Средний Ряд) № 173 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 3) Петрозаводск. Карполитпросвет. Ц е н а о б ъ я в л е н и й : За 1 стран. . 5 0 ; О р. „ ѵ* „ . »000 „ j „ Ѵ« . ■ « 7 5 0 „ I Об утере документа І5 p. f В дензнаках 1923 года. Ж _______ К № 33. 18-го августа 1923 г. № 33. К оживлению Мурманского Порта. Единственный незамерзающий порт Союза ССР на Ледовитом океане до последнего времени оставался в тени и в полной мере его пропускной грузоподъемно сти не использовался. Весь импорт и экспорт не только в летнее навигационное время, но даже и в зимнее, при помощи ледоколов, направлялся через Петроградский порт, а частично н через Либаву, Ригу и Ревель. На сколько в последних случаях такая работа была эконо мически выгодна, скажем ниже, а пока посмотрим, что представляет из себя Мурманская ж. д., настоящее и будущее которой во внешней торговле СССР огромно. Серьезным препятствием к использованию порга являлось с одной стороны то обстоятельство, что Мурман ский край позднее освобожден, чем другие окраины СССР, от белогвардейіцяны, а с другой— препятствием к напра влению импортно-экспортных грузов через Мурманский порт, служила, но в мепыпей степени, недостроешюсть Мурманской жел. дор. Первое препятствие остается фактом, которого из истории края не вычеркнем, по на втором случае нам необходимо остановиться и несколько его осветить. Отрицать того, что недостроенность Мур манской ж. д., в транзите грузов служила серьезным препятствием не приходится, по тем менее лишать ее: на этом основании, всякой пропускной способности было бы в высшей степени ошибочно. Несмотря на все технические недостатки в оборудовании дороги, она и в настоящее время далее на своей северной части без всяких затруднении минимально может пропускать три пары поездов, не считая одной пары в сутки пасса жирских и хозяйственных. Беря средний вес товарного поезда за 247 тонн, т. е. 741 тонну в сутки, месяч ный подъем дорогой груза будет равным 22 .275 тонн или 1 .850 вагонов в месяц в одном направлении О- На это количество груза, а при экспорте и импорте на удвоенное, дорога имеет полное основание претендовать. Б виду производимых на дороге в текущем строитель- ’) А. Арнольдов. Вторые Дарданеллы. Петроград, 1922 г., стр. 13. ном сезоне серьезных работ (балластировка и подъем пути, исправление кривых, смена шпал и постройка жилых помещений) дорога к 15 септября выйдет зна чительно технически улучшенной и с увеличенной ком мерческой скоростью. Настоящая же ее провозная спо собность оставалась па 75°/0 не использованной, благо даря чему дорога должна была или жить на дотациях НКПС'а или же вариться в собственном соку. В вопросе использования дороги и не замерзающего порта надо признаться, что политика, проводившаяся НКВТ и др. хозорганамн, в части, по крайней мере, направления грузов в зимнее время в Петроградский порт, била экономически абсолютно невыгодной. Если принять во внимание, что ледокольная кампания в Петроградском порту ежегодно обходилась государству в 8 .000 .000 золотых рублей, при грузообороте порта не многим больше 82 .500 тонн, в течение пяти месяцев, т. е. 165 .000 топп в месяц и к этому прибавить со вершенное неиспользование Мурманского порта, не тре бующего никаких затрат на льдоочистительную работу, то станет ясным, что если бы эти же грузы направля лись через Мурманск, этого непроизводительного рас хода, государство могло и не нести. Груз же в 16.500 тонн в месяц Мурманская дорога перевезла бы без всяких затруднений, сохранив миллионы золотых рублей государству на другие пужды. Перевозя грузы через Латвийские и Эстонские порты и железные дороги, Рабоче-Крестьянское государство из своего золо того запаса казны, должно платить звонкой монетой, поддерживая за счет сети своих дорог, работающих на 50 ° /о в холостую, дороги маленьких капиталистических государств, являющихся нашими постоянными врагами. Преимущества Мурманского не замерзающего порта перед Петроградским в зимнее время, когда последний и Финский залив на 5 месяцев сковываются льдом, еще и те, что пути от портов Франции, Англии, Америки и др. западных стран, во все время года, через Мур манск, ближе до Петрограда, чем по Балтийскому морю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz