Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Ц е н а в н е П е т р о г р а д а (н а а в г у с т ). Отдельный номер 2 0 р. П о д п и с к а : На 1 месяц . 75 р. „ 3 „ . 2 2 5 р. Ц е н а в П е т р о г р а д е : Отдельный номер 2 Q к. П о д п и с к а : На 1 месяц — р. 7 5 к. •5 5> _ и J » » » Ц е н а о б ъ я в л е н и й ; За 1 страницу . 5 0 р. .. Ч „ - 3 0 „ „ V* - . 2 0 , Об утере документа 15 к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. Р Е Д А К Ц И Я И К О Н Т О Р А : Петроі рад. Правление Мурманской ж. д., Литовская, ул. № 44, 1-ый подъезд, 3-й этаж, комн. №№ 33—35 Телефоны через коммутатор Мурманской ж. д.. М*№ 94 и 118; городск. № 5-55-98. П Р Е Д е Т А В Н Т Е І І Ь С Т В А і 1) Петроград. Проспект 25-го Октября К: 88 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 2) Москва. Верхние Торговые Ряды (Средний Ряд) № 173 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 3) Петрозаводск. Карполитпросвет. Ц е н а о б ъ я в л е н и й : За 1 стран. . 5 0 ; О р. „ ѵ* „ . »000 „ j „ Ѵ« . ■ « 7 5 0 „ I Об утере документа І5 p. f В дензнаках 1923 года. Ж _______ К № 33. 18-го августа 1923 г. № 33. К оживлению Мурманского Порта. Единственный незамерзающий порт Союза ССР на Ледовитом океане до последнего времени оставался в тени и в полной мере его пропускной грузоподъемно­ сти не использовался. Весь импорт и экспорт не только в летнее навигационное время, но даже и в зимнее, при помощи ледоколов, направлялся через Петроградский порт, а частично н через Либаву, Ригу и Ревель. На­ сколько в последних случаях такая работа была эконо­ мически выгодна, скажем ниже, а пока посмотрим, что представляет из себя Мурманская ж. д., настоящее и будущее которой во внешней торговле СССР огромно. Серьезным препятствием к использованию порга являлось с одной стороны то обстоятельство, что Мурман­ ский край позднее освобожден, чем другие окраины СССР, от белогвардейіцяны, а с другой— препятствием к напра­ влению импортно-экспортных грузов через Мурманский порт, служила, но в мепыпей степени, недостроешюсть Мурманской жел. дор. Первое препятствие остается фактом, которого из истории края не вычеркнем, по на втором случае нам необходимо остановиться и несколько его осветить. Отрицать того, что недостроенность Мур­ манской ж. д., в транзите грузов служила серьезным препятствием не приходится, по тем менее лишать ее: на этом основании, всякой пропускной способности было бы в высшей степени ошибочно. Несмотря на все технические недостатки в оборудовании дороги, она и в настоящее время далее на своей северной части без всяких затруднении минимально может пропускать три пары поездов, не считая одной пары в сутки пасса­ жирских и хозяйственных. Беря средний вес товарного поезда за 247 тонн, т. е. 741 тонну в сутки, месяч­ ный подъем дорогой груза будет равным 22 .275 тонн или 1 .850 вагонов в месяц в одном направлении О- На это количество груза, а при экспорте и импорте на удвоенное, дорога имеет полное основание претендовать. Б виду производимых на дороге в текущем строитель- ’) А. Арнольдов. Вторые Дарданеллы. Петроград, 1922 г., стр. 13. ном сезоне серьезных работ (балластировка и подъем пути, исправление кривых, смена шпал и постройка жилых помещений) дорога к 15 септября выйдет зна­ чительно технически улучшенной и с увеличенной ком­ мерческой скоростью. Настоящая же ее провозная спо­ собность оставалась па 75°/0 не использованной, благо­ даря чему дорога должна была или жить на дотациях НКПС'а или же вариться в собственном соку. В вопросе использования дороги и не замерзающего порта надо признаться, что политика, проводившаяся НКВТ и др. хозорганамн, в части, по крайней мере, направления грузов в зимнее время в Петроградский порт, била экономически абсолютно невыгодной. Если принять во внимание, что ледокольная кампания в Петроградском порту ежегодно обходилась государству в 8 .000 .000 золотых рублей, при грузообороте порта не многим больше 82 .500 тонн, в течение пяти месяцев, т. е. 165 .000 топп в месяц и к этому прибавить со­ вершенное неиспользование Мурманского порта, не тре­ бующего никаких затрат на льдоочистительную работу, то станет ясным, что если бы эти же грузы направля­ лись через Мурманск, этого непроизводительного рас­ хода, государство могло и не нести. Груз же в 16.500 тонн в месяц Мурманская дорога перевезла бы без всяких затруднений, сохранив миллионы золотых рублей государству на другие пужды. Перевозя грузы через Латвийские и Эстонские порты и железные дороги, Рабоче-Крестьянское государство из своего золо­ того запаса казны, должно платить звонкой монетой, поддерживая за счет сети своих дорог, работающих на 50 ° /о в холостую, дороги маленьких капиталистических государств, являющихся нашими постоянными врагами. Преимущества Мурманского не замерзающего порта перед Петроградским в зимнее время, когда последний и Финский залив на 5 месяцев сковываются льдом, еще и те, что пути от портов Франции, Англии, Америки и др. западных стран, во все время года, через Мур­ манск, ближе до Петрограда, чем по Балтийскому морю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz