Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

16 ВЕСТНИК №33. ществеішо, в области художественного восиитаиия напр., серьезная постановка спектаклей, издание учени­ ческих журналов, как некоторыми школами 1-й, так и 2-й ступ. (1-й и 2-й районы), издание ячейкой ГКСМ весьма ценной стенной газеты „Молодой Порыв“ , свя­ занной особенно с революционными праздниками и кам­ паниями (2-й район). Тормазом и притом значительным для внешкольной работы учащихся было отсутствие школьных библиотек. Правда, некоторыми Учкультамп (1-й и 2-й) были попытки концентрации и закупки книг и организаций передвижек, а в пекоторых школах приобретение книг на устраиваемые школьные вечера (особенно 1-й и 3-й районы), но все это далеко не устранило того книжного голода, который чувствуется на районах. Связь школы е населением. Жел.-дор. пролетариат, особенно на Мурманской ж. д., всегда близко принимал к себе интересы школы. Правда, до передачи учреждений профсоюзу дороги, этот интерес и сочувствие больше были па словах, чем па деле. Только в течение данного учебного года удалось дости­ гнуть увязки и реального интереса со стороны органи­ зованного в профсоюз пролетариата. Не говоря об орга­ низациях, напр., Дор-и Учкпрофсожи, которые кровно были заинтересованы, поскольку они являлись ответ­ ственными за работу еоцвоса, школа устанавливала смычку и с самими массами, как ж. д., так и не ж. д. Правда, в основе были интересы экономического харак­ тера: выкачивание средств на оборудование школы по­ средством шефов и комсодов. Ставя такие задачи, школы устраивали вечера, спектакли с разного рода лотереями и незаметно от задач экономических перешли к чисто культурным, образовательным. Попыток культурного шефства, как с той, так и с другой стороны, а равно культшефства школы над той или другой деревней не было. Учащие (особенно на 1-м и 2-м район.), вовлекая насе­ ление в жизнь школы, старались знакомить путем орга­ низованным не только со своими материальными ну­ ждами, по и учебно-воспитательной работой, пе говоря здесь о проведении учительством ликвидационной (среди неграмотных) кампании и частично руководства клубной впешколіной работой. На ряде рабочих собраний почти во всех районах Завшколами отчитывались о постановке дела и получали или одобрение или порицание (по­ следних почти не было). Наиболее характерным моментом отчета о работе школы был конец учебного года. На всех районах школы, за исключением некоторых однокомплектных, устраивали, па основании разработанного Дорсоцвосом положения и форм, праздник отчетного характера о про деланной в течение года работе. В качестве доклад­ чиков выступали пе только учащие, по и учащиеся. Нано., в Лод.-Польской школе: „Школа прежде и теперь", „Школа по историческим памятникам", „Школа по литературным памятникам*... На празднике была демонстрирована вся работа, проделанная в те­ чение года (особенно 1-й и 2-й райопы). Здесь можпо было видеть систематически подобранными и лепку, и рисование, и картонаж, и диаграмму, и ручной труд, и детские журналы, и проч., как методы, иллюстрирующие •'работу. Чтобы выставка для населения не осталась непо­ нятной, учащие и учащиеся давали специальные объ­ яснения. Годичный отчет имел, но отзыву присутству­ ющих рабочих, в некоторых школах исключительный интерес (2-ой район). Ограничиваясь схематическими указаниями о про­ деланной в течение года па местах работы, можно сказать, что данный год был годом концентрации сил и внимания для выявления определенной физиономии школы переходного времени. Многое, что делалось, было, выра­ жаясь аллегорически, пока опрыскиванием мертвой водой разрозненного школьного организма. Говорить, разу­ меется, о массовом достижении глубоких положитель­ ных, кроме попыток вдохнуть «душу живу“ в собран­ ный организм школы, не приходится. Недостатки, как и в каждой работе, имеются п притом пока довольно существенные. Отсутствие материальной устойчивости учреждений, тяжелые квартирные условия жизни и ра­ боты на севере, когда учащий пе может заниматься над самообразованием, а ищет порой удовлетворения, как ии печально, по выражению инструктора, „в бражке*, переменный состав учащих и учащихся, особенно па 4-м районе, однокомлектиые 3-х групповые школы, от­ сутствие в школах 2-ой ступени кабинетов, отсутствие в широкой постановке физического и эстетического вос­ питания, недостаточно широкая инициатива у работни­ ков, присутствие властной силы традиции, нерешитель­ ность в проведении тех или иных мероприятии, диктуе­ мых жизнью,— вот спутники, тормозящие работу. В этом отношении прав один из инструкторов, когда пишет, что „школу приходится строить сверху п каждый раз заставлять добиваться собственной инициативой Учкульта тех или иных, указанных выше достижении “ . Констатируя недостатки, тем не менее, иодито- жнвая работу, надо сказать, что достижения имеются. Учащими (не будет ошибкой, если сказать боль­ шинством) осознана работа в новой школе; имеется в наличии четкость и заинтересованность в педагогической организованной работе; близость к учащимся и к окру­ жающей действительности, как к материалу, на котором ведется школьная работа; отрыв от прежнего миро­ воззрения и прежних методов обучения и подход вплот­ ную, как говорит один из инструкторов (Учк - 2), к разрешению трудных педагогических проблем— обще­ ственно-политического воспитания, религиозного воспи­ тания, трудового метода и друг.; отказ от прежних вос­ питательских форм и методов и передача больших прав и обязанностей самим учащимся; подход к школе с продленным днем, путем введения клубных занятий; выполнение программного минимума от 80 до 100°/0; увязка с населением и проч. Что работа в течение данного учебпого года была проделана огромпая и с некоторыми положительными результатами, это засвидетельствовано уполн. Окр. Со­ вета но просвещению, ІѴ-м Дор. Съездом и Инспекто­ ром Наркомпроса при ревизии Учкультов 2 и 4 15 июня с. г., которые признали работу шмлпе удовле­ творительной, если не сказать больше. Не вдаваясь в детали и в повторение, надо сказать, особенно в связи с повой организацией учебного дела на лшии , что массовые учреаудепия под руководством

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz