Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
№ 33. М У Р М А Н А. 15 журналов учащихся, рефератов, коллективных и частично индивидуальных вопросов (что хотя и не вполне жела тельно) по проработке каждого отдела курса в течение года, уясняющих динамический момент работы. Учащий, рассматривая ученика не как объект, пас сивно воспринимающий знания, а как субъект, который должен сам активно проработать определенный мате риал, связывая курс с непосредственно окружающей трудовой жизнью,—стремился ввести, насколько он по нимал, методы иллюстративный, лабораторный, экскур сионный, трудовой и проч. Были попытки при некоторых школах (на всех районах) установить связь школы с производством, т. е. в основу прохождения курса положить материал из окружающего школу транспортного хозяйства. Экскур- сирование в Депо, в мастерские и проч. являлось в таких случаях обычным. Материал при прохождении, положим, математики, родного языка, естествознания, обществоведения брался из окружающей жизни. Были попытки применять знания и в связи с сельско-хозяй- ствепными работами на огороде, в саду, в лесу (1-й и 2-й районы), а равно при введении ручного труда (4-й район). Правда, подобные опыты пока единичные и делать какие-либо выводы рано. На ряду с слабыми попытками установления связи школы с производством было вполне серьезное по на чалу, особенно в школах 2-й ступени (и из них пре имущественно Петрозаводск) изучение развития обще ственной жизни вплоть до международного положения СССР. Введение ' политграмоты преимущественно в школах 2-й ступени (Петрозаводск,— Зеанка) имело гро мадное значение для политического воспитания и раз вития учащихся в деле уяснения, понимания обще ственно-политической жизни, а равно и увязке с ней в форме разного рода организаций и сознательного участия в организуемых общественных праздниках и кампаниях (Петрозаводск). Конечно, политическое вос питание в широком смысле слова, должно проводиться ве путем только преподавания одной политграмоты (пе говоря о развитии организации), а во всех предметах повой школы, которая в целом должна отражать и про водить собою идеологию строющего коммунистическую жизнь пролетариата. К сожалепию, построения школы в разрезе мате риалистического миропонимания, с ярко выражеппым трудовым классовым самосознанием, пока пет и на эго трудно в условиях современности претендовать. Центр тяжести пока лежит в оживлении преподавания и ча стичном сближении с жизнью при помощи имеющихся новейших руководств и организаторских способностей учащего. В этом отношении надо отдать справедливость, что школа использовывала все, чем только располагала, для придания жизненности „обучению“ и делала все возможные попытки оживления при прохождении про рабатываемого материала, а именно: было наиболее пол ное использование всех пособий, имеющихся в школе, изготовление самими учащимися приборов, карт гео графических и исторических, диаграмм, моделей, кол лекционирование по разным предметам, метеорологиче ские наблюдения, изучепие быта, организация музея и проч. и нроч. Первенствующую роль среди других методов имел пока иллюстративный, как наиболее есте ственный переход от лекционного к лабораторному и трудовому методам. Выставки, устраиваемые отдельными школами (особенно богато поставлены были на 1 - м и 2-м районах) по окончании учебных занятий, рельефно подчеркнули это достижение школы. Для углубления проработки классного материала, а равпо для выявления творческих способностей и ин тереса в той или иной области у учащихся были по пытки, как в школах 1-й, так и особенно 2-ой сту пени (наиболее углубленный характер имели на 2-м районе) ввести клубные занятия, которые в разных школах протекали различно: в виде кружков любителей родного языка, естествознания, пения, политического воспитания, изготовления наглядных пособий и нроч. Все эти меры привели к тому, что, несмотря на раз личные перебои, происходившие в некоторых школах (эпидемия, холод, болезнь учащего, отсутствие пособий, руководств, кабинетов, переменный состав учащих и учащихся и проч.) успешность по отзыву инструкторов и самих учащих, в общем не спускалась ниже 75 ° /0. Имеется ряд школ (во всех районах), которые полностью выполнили программы-минимум. Предъявив школе известные требования, с целью выявления физиономии па основе программного мини мума, к концу учебного года мы имеем, правда, и не желательные, по видимости, результаты, папр., в 1-м районе 80°/о учащихся некоторых школ оказались не успевающими. Причина по объяснению Учкульта ле жит в том, что, с одной стороны, были повышены тре бования, а с другой часть учащихся, за прошлые годы отвыкла работать и, чтобы оздоровить школу, пришлось решиться па крайние меры оставления на второй год в тех же группах, правда, прибегнув в течение лета к дополнительным занятиям в школах с некоторыми для перевода осенью. Что касается воспитательной стороны в школах и особенно с интернатами, то и здесь можно усмотреть некоторый сдвиг работы. Стремление ввести в школах трудовую дисциплину, основанную не па педагогике „коридора", не на одном только авторитете учащего, а па сознательном организованном строительстве самих учащихся,— дало, по свидетельству педагогов старой школы, глубокие и положительные результаты (1-й и 2-й районы). Фактов мальчишества, чем отличалась старая школа, опекаемая рядом надзирателей, теперь нет. Учитывая, что центр тяжести в воспитательной р а боте должен падать, особенно во 2-й ступени, па самих учащихся, Доркультом, в полном согласии с Нарком- просом, уничтожен институт воспитателей и взамен его предложено школам усилить работу ученических орга низаций. Так, на лицо имелись организации учащихся: применительно к положению Наркомпроса (21 год) о самоуправлении в школе, старост с его учебно - орга низационными и хозяйственными функциями; ячейка РКСМ в школах 2-й ступ, (за исключением слабой постановки па 4 м районе), которая работала в полном контакте с педагогическим персоналом (особенно на 2-м и частью на 1-м районах); намечались организации „юных пионеров"; велась внешкольная работа преиму-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz