Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
14 В Е С Т Н И К № 33. педагогов-методистов, которые рассматривали программы, разрабатывали положения, давали справки па те или иные методические затруднения учащих в школах, инструктировали, руководили методическими секциями па конференциях (1-й и 2-й районы) и проч. Правда, обе организации, в силу отсутствия средств и других причин, не могли развернуть своей работы в достаточной широте, но так или иначе их существование оказывало влияние па работу через конференции. Для непосредственного широкого, массового учета работы в школах, намечения коллективно дальнейшего производственного плана на районе, поднятие квалифи кации учащих на основе вновь слагаемых общественно экономических форм, в целях выработки определенного материалистического мировозрепия,— в течение учебного года с особенным, как пикогда, подъемом и реальными достижениями в деле организационного строительства новой школы, были проведепы с участием всех работни ков в начале, середине и конце учебного года конфе ренции по особо разработанной системе. Конференции, при непосредственном участии и руководстве Дорсоцвоса, объединили учительство, выявили все слабые и хорошие стороны постановки дела и в результате при годичном учете имеем уже ряд глубоких и принципиальных дости жений. Имеется сдвиг даже у тех учителей, которые считались в лучшем случае только временно терпимыми. Чтобы не быть голословным, достаточно привести слова из доклада инструктора 2-го района: „если после зимней конференции педагогическая комиссия говорила что нет сознательного подхода к работе, большинству неизвестны пи цели, ни принципы, пи методы работы, то наоборот, после этой конференции (15/ѴІ) педагогическая комиссия констатирует, что большинство работников вполне осоз нало задачи и принципы работы". Места ие подходили формально к проведению экспер тизы среди работников, а наоборот, пе считаясь с дипломом, в процессе практической работы выявляли степень пригодности работника. И в результате после тщательного просеивания к концу года оказались не вполпе пригодными па 1-м районе— 8, па 2-м— 2, на 8 и па 4-м— 3 учащих. Держа учащих в объекте постоянного внимания в целях не только улучшения постановки дела, по и, осо бенно, поднятия в первую очередь политического и мето дического уровня учащих, при поддержке Доркульта (надо заметить, из-за отсутствия средств, в этом отно шении минимальной), а па местах главным образом Учкультов, организованы или точнее положены начала, путем концентрации педагогических книг (во всех районах) и частной закупки, по инициативе Учком‘а из добровольных отчислений работников просвещения (1-й и 3-й районы),— организация или педагогических отде лений при районной библиотеке (1-й и 2-й районы), или отдельно при Учком'е (3-й и 4-й районы). Не касаясь оценки, где наиболее целесообразно организо вать педагогическую библиотечку, некоторыми из Уч культов (1-й) составлены применительно к райопой библиотеке каталоги кпиг, рекомендованных для пере подготовки учащих, так что каждый из школьных ра ботников может легко и быстро путем передвижки полу чить себе книгу. Крупным достижением можно считать также орга низацию на линии участковых комитетов рабпроса, объединенных с головным отделом через линейного уполномоченного. Правда, организация еще слабая, осо бенно, па северных участках, но шаг первый и притом для учительства значительный в профессиональном росте имеется. В дополнение к организационной стороне в центре и на местах надо заметить, что в своем идеологическом руководстве Учкульты (только 2-й) связаны были не только с Дорсоцвосом, а последний с Петрогубоно, но и с территориальными ОНО, что делало работу еще более интенсивной. Учебно-воепитательная часть. Та организационная напряженность Дорсоцвоса и Учкультов с специально выделенными инструкторами, которая была в течение учебного года, решительным образом сказалась па подъеме педагогической работы. Конечно, говорить, что школа на линии сделалась тру довой, учительство окончательно переродилось и из „преподавателя" превратилось в роль организатора тру дового воспитания, построенного па основе вновь слагае мой экономической и общественно-политической действи тельности,— не приходится. Тем пе мепее обследования, произведенные Дорсоцвосом и инструкторами при Учкуль- тах, как путем непосредственного знакомства с процес сом педагогической работы в школах, так и путем отчетных конференций,—дает возможность констатиро вать сдвиг учительства в сторону организации школьной, учебно-воспитательной работы на припципах актуаль ности и творческой инициативы. Учитель (часть из них) от простого передатчика готовых, книжных знаний ста рался переходить в руководителя и организатора „полу чения “ знаний самими учащимися. Четкость, ясность и отчетливость, которой руководились Учкульты, в частности инструктора (особенно, 2-й и 4-й районы) передалась и па школы. Все школы, за. исключением некоторых, как, на пример, 3-х-леток на линии с одним комплектом, имели независимо от школьных Советов еще педагогические Советы, которые старались разрешать, притом система тически (почти па всех районах) вопросы чисто учебно- воспитательного характера: программы, план, учет ра бот и т. и. Некоторые школы (2-го района) для боль шей педагогической ясности и продуктивности устраи вали пе реже одного раза в две недели педагогические совещания с специальными докладами отчетного о про работанном материале и производственного характера. Школы в этом году, после 5-ти лет беспрограммпой работы и учета, имели программы (1 ступ.), разрабо танные Петрогубоно и ЦК ЖД и коллективно пере смотренные (2-й и З-й районы) на местах примени тельно к местным условиям. Что касается школ 2-й ступени, то они применяли программы Наркомпроса— 7-ми-летняя школа 1922 года (2-й район) и программы, изданные в 1 9 1 8— 19 гг. (1 -й и 4-й районы). Вместе с программами был введен и учет работы учащих и учащихся, путем, как особых классных жур налов (Петрогубоно), фиксирующих больше статиче ский момент школы, так и путем особых дневников и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz