Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
№ 33. М У Р М А Н А. 13 Итоги учебного года на линии. Тот решительно оздоровляющий поворот в области народного хозяйства, который не только наметился за последние два года, но и дает реально себя чувствовать ко всех областях общественно-экономической жизни, захватывает в процесс общего строительства и дело про свещения, в частности, социальное воспитание подростаю- щего поколения. Определенность политики в области народного хо зяйства— есть в то же врем а и определенность поли тики Наркомпроса в культурном строительстве. Момент стихийности, безотчетности и безответствен ности в работе миновал; наоборот, на арену обще ственно-экономического строительства выступает твердый план, строгий учет и жесткая ответственность. Рассматривая строительство народного хозяйства в плоскости данного преломления, нужно сказать, что и работа в области социального воспитания, как одной из производных сторон нашего хозяйства, пе могла не отражать тех яге начал оздоровляющей работу триады. Бросая беглый взгляд на работу социального воспи тания па дороге, проделанную в течение учебного года, можно сказать: тот тяжелый кризис материального и идеологического расхождения, которыми характеризова лась работа в прошлом,, если окончательно пе миновал, то находится уже за гребнем исторического стихийного вала. Правда, наши школы ютятся в холодных бараках, интернаты не оборудованы, учительство идеологически пока пе переродилось; по некоторая материальная устой чивость школы в смысле своевременного обеспечения работников в течение года, снабжение школы учебни ками и учебными пособиями (5 0 ° /0), обеспечение пита нием и частично обмундированием сирот, полу-сирот и детей неимущих родителей интернатами (17 для 887 де тей из общего количества 8734 учащихся), решительный сдвиг учительства, путем конференции, курсов, само образования в сторону усвоения задач коммунистичес кого строительства, а вместе с пим и задач новой школы,— показывает, что данный 22 /23 уч. год - есть год осо бого перелома, особых педагогических достижений, кото рые дают возможность начертить физиономию школы переходного времени. Не касаясь организационных мероприатий Доркульта, в частности Соцвоса, —по административно-хозяйствен ному и идеалогическому руководству учреждениями со циального воспитания на линии, а равно, не касаясь момента статики учреждений, поскольку все это в до статочной мере освещено в отчете Соцзоса на IY Съезде Дорпрофсожа и имеется в печати (в общем отчете), необходимо, хотя и вкратце, коснуться самой идеологи ческой стороны работы, определить динамику, пульс, каким билась работа, дабы, учтя все отрицательные и поло жительные стороны, можно было строить дальнейший про изводственный план качественного улучшения и всемер ного углубления постановки учебно-воспитательного дела на линии. Организационная сторона. Если в первые годы после революции пе было мето дической ясности и устойчивого плана в работе, то данный учебный год имеет уже некоторую организацион ную чистоту, некоторый производственный подход к работе па основе жизненпо-дактуемых требований орга низации педагогической мысли и вообще школы. Не говоря о том, что Учкульты, а равно и школы, проявили особую энергию в деле увязки с разного рода организациями на предмет хозяйственного обеспечения: шефства, комсоды (особенно шефства и комсоды на 2-м районе, частично комсоды 1-й, 3-й и 4-й районы) и проч., которые не разрешали, конечно, всецело хозяй ственных нужд, по выявили внимание общества к школе, что имеет особую ценность,—нужно остановиться на организационной педагогической стороне. До последнего времени (22 года) работа на районах пе подлежала особому педагогическому руководству, кроме хозяйственного, со стороны жел.-дор. коллегий (за исключением 2-го района), а равно до 23 года и Учкультов (кроме 2-го района). Оно не уделяло внима ния. Придавая первой важности значение тому, как протекает работа в детучрежденинх, какое имеет напра вление, ifstaK достигнуть наибольших желательных резуль татов в плоскости строительства новой школы, при Учкультах был создан институт инструкторов Соцвоса (при Учкульте— 2 в июле 22 г., при Учкульте— 1 в феврале 23 г., при Учкульте— 4 в феврале 23 г., а при Учкульте— 8 данные функции были возложены на Зав. Учкультом в феврале 23 года). С организацией инсти тута инструкторов,—- н а должность которых назначались наиболее квалифицированные, стойкие в советской работе, учащие,— организационная работа принимает особое направление и размах. Но отчетам, которые предста вляются инструкторами, по особой разработанной Дорсоц- б о с о м форме, видно, что школа начинает выпрямляться, начинает чувствовать, что она не одинока в своей работе, не предоставлена перевариваться в своем собственном соку. Каждый инструктор посетил несколько раз школу. Делал не только нужную в некоторых случаях инспек торскую ревизию (2-й и 4-й районы), но и был стар шим товарищем руководителем—методистом, организато ром школьной жизни (последнее па 4-м районе чувствуется только с мая месяца, с назначением нового инструктора). В целях создания с одной стороны единого адми нистративно-организационного руководства школой при Учкультах, на основе разработаппого Дорсоцвосом поло жения, периодически, во второй половине учебногоо года, созывался районный педагогический Совет из Завед. детучреждениями, которые делали отчет о постановке дела в школе, намечали план; а с другой стороны для создания единства методического руководства, при Уч культах (1-й и 2-й районы) были оргаппзовапы, па основе особого положения Дорсоцвоса, учебно педаго гические комиссии из наиболее квалифицированных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz