Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).

№ 33. М У Р М А Н А. 13 Итоги учебного года на линии. Тот решительно оздоровляющий поворот в области народного хозяйства, который не только наметился за последние два года, но и дает реально себя чувствовать ко всех областях общественно-экономической жизни, захватывает в процесс общего строительства и дело про­ свещения, в частности, социальное воспитание подростаю- щего поколения. Определенность политики в области народного хо­ зяйства— есть в то же врем а и определенность поли­ тики Наркомпроса в культурном строительстве. Момент стихийности, безотчетности и безответствен­ ности в работе миновал; наоборот, на арену обще­ ственно-экономического строительства выступает твердый план, строгий учет и жесткая ответственность. Рассматривая строительство народного хозяйства в плоскости данного преломления, нужно сказать, что и работа в области социального воспитания, как одной из производных сторон нашего хозяйства, пе могла не отражать тех яге начал оздоровляющей работу триады. Бросая беглый взгляд на работу социального воспи­ тания па дороге, проделанную в течение учебного года, можно сказать: тот тяжелый кризис материального и идеологического расхождения, которыми характеризова­ лась работа в прошлом,, если окончательно пе миновал, то находится уже за гребнем исторического стихийного вала. Правда, наши школы ютятся в холодных бараках, интернаты не оборудованы, учительство идеологически пока пе переродилось; по некоторая материальная устой­ чивость школы в смысле своевременного обеспечения работников в течение года, снабжение школы учебни­ ками и учебными пособиями (5 0 ° /0), обеспечение пита­ нием и частично обмундированием сирот, полу-сирот и детей неимущих родителей интернатами (17 для 887 де­ тей из общего количества 8734 учащихся), решительный сдвиг учительства, путем конференции, курсов, само­ образования в сторону усвоения задач коммунистичес­ кого строительства, а вместе с пим и задач новой школы,— показывает, что данный 22 /23 уч. год - есть год осо­ бого перелома, особых педагогических достижений, кото­ рые дают возможность начертить физиономию школы переходного времени. Не касаясь организационных мероприатий Доркульта, в частности Соцвоса, —по административно-хозяйствен­ ному и идеалогическому руководству учреждениями со­ циального воспитания на линии, а равно, не касаясь момента статики учреждений, поскольку все это в до­ статочной мере освещено в отчете Соцзоса на IY Съезде Дорпрофсожа и имеется в печати (в общем отчете), необходимо, хотя и вкратце, коснуться самой идеологи­ ческой стороны работы, определить динамику, пульс, каким билась работа, дабы, учтя все отрицательные и поло­ жительные стороны, можно было строить дальнейший про­ изводственный план качественного улучшения и всемер­ ного углубления постановки учебно-воспитательного дела на линии. Организационная сторона. Если в первые годы после революции пе было мето­ дической ясности и устойчивого плана в работе, то данный учебный год имеет уже некоторую организацион­ ную чистоту, некоторый производственный подход к работе па основе жизненпо-дактуемых требований орга­ низации педагогической мысли и вообще школы. Не говоря о том, что Учкульты, а равно и школы, проявили особую энергию в деле увязки с разного рода организациями на предмет хозяйственного обеспечения: шефства, комсоды (особенно шефства и комсоды на 2-м районе, частично комсоды 1-й, 3-й и 4-й районы) и проч., которые не разрешали, конечно, всецело хозяй­ ственных нужд, по выявили внимание общества к школе, что имеет особую ценность,—нужно остановиться на организационной педагогической стороне. До последнего времени (22 года) работа на районах пе подлежала особому педагогическому руководству, кроме хозяйственного, со стороны жел.-дор. коллегий (за исключением 2-го района), а равно до 23 года и Учкультов (кроме 2-го района). Оно не уделяло внима­ ния. Придавая первой важности значение тому, как протекает работа в детучрежденинх, какое имеет напра­ вление, ifstaK достигнуть наибольших желательных резуль­ татов в плоскости строительства новой школы, при Учкультах был создан институт инструкторов Соцвоса (при Учкульте— 2 в июле 22 г., при Учкульте— 1 в феврале 23 г., при Учкульте— 4 в феврале 23 г., а при Учкульте— 8 данные функции были возложены на Зав. Учкультом в феврале 23 года). С организацией инсти­ тута инструкторов,—- н а должность которых назначались наиболее квалифицированные, стойкие в советской работе, учащие,— организационная работа принимает особое направление и размах. Но отчетам, которые предста­ вляются инструкторами, по особой разработанной Дорсоц- б о с о м форме, видно, что школа начинает выпрямляться, начинает чувствовать, что она не одинока в своей работе, не предоставлена перевариваться в своем собственном соку. Каждый инструктор посетил несколько раз школу. Делал не только нужную в некоторых случаях инспек­ торскую ревизию (2-й и 4-й районы), но и был стар­ шим товарищем руководителем—методистом, организато­ ром школьной жизни (последнее па 4-м районе чувствуется только с мая месяца, с назначением нового инструктора). В целях создания с одной стороны единого адми­ нистративно-организационного руководства школой при Учкультах, на основе разработаппого Дорсоцвосом поло­ жения, периодически, во второй половине учебногоо года, созывался районный педагогический Совет из Завед. детучреждениями, которые делали отчет о постановке дела в школе, намечали план; а с другой стороны для создания единства методического руководства, при Уч­ культах (1-й и 2-й районы) были оргаппзовапы, па основе особого положения Дорсоцвоса, учебно педаго­ гические комиссии из наиболее квалифицированных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz