Вестник Мурмана. 1923, № 33 (18 авг.).
10 В Е С Т Н И К № 33. Честный Мурманец! Задави гадину взятку и твое материальное положение улучшится. бороться и, главное, как от нее уберечься и тем самым, как избегнуть расходов, связанных с лечением, т. е., другими словами, участковые врачи, сапитарные врачи, так же, как и больничные, в основу своей деятельности должны положить санитарное просвещение, без чего вся их, правда, большая и трудная работа сводится на нет, ибо всякая изолированная ведомственная работа в на стоящее время неизбежно обречена на полную неудачу. Задача Здравотдела— привлечь возможно больше вни мания всех местных органов к вопросам медико-сани тарного дела па транспорте, а это возможно, когда об разуется живая „смычка" между профорганизациями с одной стороны и медработниками —с другой. При выборе ближайших задач в работе по сани тарному просвещению главное внимание должно быть обращено в первую очередь на культработников, затем на работающих по охране труда и всех вообще актив ных профработников транспорта. В методике санпро- свещения в отношении профработников врачами должны делаться деловые доклады, отчеты, сообщения, используя для этого всякий подходящий случай—конференцию, еьезд, общее собрание, совещание правлений и плену мов Страхкасс, Профсоюзов, Культотделов, Отделов охраны труда и др. Доклады должны иметь периоди ческий характер и освещать санитарное состояние района, участка, станции, депо, заболеваемость и дви жение в них больных, причины, вызывающие эту забо леваемость и предпринимаемые меры борьбы с нею,— преследуя определенную практическую цель, связывать работу по здравоохранению с текущей жизнью и общей работой на путях, чем обеспечится надлежащее пони мание и надлежащее отношение местных профоргани заций к делу здравоохранения, т. е. создастся живая, крепкая смычка медработников с прочими работниками транспорта и сведутся на нет могущие возникать па местах трения между ними. Следующим по важности в деле санитарного про свещения являются учащиеся всех, без исключения, школ транспорта— в общей системе образования гигиеническое воспитание должно занять отвечающее социальной важ ности место. В школе первой ступени должно быть обращено главное внимание на внушение детям гигиени ческих навыков, собственно гигиеническое воспитапие, в школе же второй ступени-—должно вестись система тическое преподавание гигиены, оживляемое практиче скими работами, экскурсиями и т. д. В дальнейшей работе— обслуживании всего вообще населения путей— необходимо выделить прежде всего всякого рода организации—женщин, кружки молодежи с созданием организованной аудитории, в целях палажи- --------------- вапия планомерной систематической работы взамен слу чайной, урывочной. В дальнейшем должны быть использованы все пути внешкольной просветительной работы и в первую оче редь клубы, в советы которых врачи должны входить равноправными и работающими членами. Затем врач должен стремиться, чтобы клубы явля лись показательными в санитарно-гигиеническом отно шении, чтобы в лекционный план клубов включалось определенное число лекций санитарпого характера, чтобы в устраиваемых литературно-музыкальных ве черах, вечерах неразрешенных вопросов, живой устной газете, ставились и дебатировались вопросы санитарного характера, принимать активное участие в постановке пьес, инсценировке судов, организовывать санбиблиотеки, санитарные уголки и витрины. Вот благодатное поле для деятельности врача, предоставляемое ему социали стическим строем рабоче-крестьянского государства, на котором он может бесконечно проявлять свое творчество над поднятием духовного уровня трудящихся. Когда-то старые земские врача - народники болели душою, видя ужасную темноту народа и приходили в отчаяние, когда хотели и не могли ничего предпринять, чтобы бороться с этой темнотой, будучи царским режимом на сильно стеснены рамками мертвого лекаризма, не спа савшего народ от вырождения. Теперь же, когда наши идеалы претворились в жизнь, когда всякий врач не только может, но и должен отдаться со всем своим творчеством и энергией делу поднятия культурного само сознания народа,— обидно и досадно видеть людей, которым дано много талантов и она их зарывают в недра своих амбулаторий. Вспомним царского времени холерные бунты!—Чем они были вызваны?— Да только тем, что врач в своей общественной работе был одинок, ему не на кого было опереться и он не мог бы предпослать своим противо холерным мероприятиям санитарного просвещения тех, масс, в гуще которых он работал. И результатом этого было то, что, несмотря на геройский труд врачей, ра бота их была не понятна, чужда народу. А поэтому и все мероприятия врачей сводились на пет. То же и сейчас. Если мы хотим работать с лозунгом: „Здоровье на рода—благо страны", —мы должны в авангарде наших мероприятий посылать санитарное просвещение масс трудящихся. Тогда мы всегда останемся в пароде и ни когда не собьемся с ноги, идя с трудовым народом по широкому пути к всемирному Социализму. Доктор Жолдаков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz