Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

6 ВЕСТНИК № 32. „собственностью* Доркульта Мурманской ж. д., нахо­ дился на хозрасчете у 8-х служащих последнего и, видимо, будучи в безконтрольном управлении укаганных „передвижных культтрегеров"— был превращен ими, как говорят у нас обыватели— „в гайно“ : обгоревшие стены, грязные и пыльные, с лоскутками каких-то „Плюшкин- ских“ бумажек ■плакатиков, с кучами мусора по углам— вагона аудитории и наполненного сверх нормы паразитами (клопами и пр.) служебного вагончика. Все это, в точение 8— 4-х дней—срочно было ликвидировано Агро-службой до состояния, которое характеризовалось посетителями Агро-поезда на линии возгласами: „ах, как уютно и красиво!“ . Агро-поезд работал с 28 /У по 22 /VI— почти месяц, сделав за этот срок 7 отцепок на крупных пунктах, а именно: Званка, Сорокская, Кемь, Лоухи, Кандалакша, Кола и Мурманск. Один день, из-за продолжительной остаповки сбор­ ного поезда па станции Масельской,— пришлось рабо­ тать в составе поезда, пе отцепляясь. «Гвоздем " новинкой“ (в практике агро - поездов ЦАГРУ) в Агро-поезде Мурманской ж. д было „Вюра Справок“— задачей коего являлись вопросы колониза­ ционные, дача справок и разъяснений по всем нуждам транспортников, хозяйственно оседающих в местах своей службы на линии и широкая информация железнодо­ рожников и прилегающего населения о новом декрете СТО, касающемся программы и плана колонизацион­ ной деятельности Правления Мурманской ж. д. Программа агро работы поезда, намеченная Агро­ службой—состояла из двух главных частей: 1) прове­ дение весенней посевной компании в приполярном и полярном участках дороги и 2) агро-пропаганда. Огромный край, который пробегает железная дорога с юга на север лентой в 1863 версты—таит в себе неисчерпаемые богатства п еще до конца никем пе учтенные экономнческо - хозяйственные возможности. Площадь, занимаемая Олоно-Мурманом, в общих грубых приближениях—выражается в 250 .000 кв. клм. — на­ селена редко: всего жителей статистика дает до 300 .000 человек. Край этот — и сказка, и пустыня в одно время! Если Агро-поезд сделал один рейс и этот рейс был агро-новинкой, первой вообще для Русского Севера, то, возвратившись из поездки,—невольно хочется кричать: дайте этих поездов больше; сколько можно агро-рейси- руйте чаще! Так чувствовалось во время лекций в аудитории, так говорила кругом вся нетронутость природы, так подтверждает отвсчпая пустынность Олоно-Мурмана. Делясь впечатлениями и наблюдениями в этой нашей статье, оставляя в стороне специальные агрономические проблемы и планы, как гражданин Новой России— ви­ дишь государственную необходимость и высокую цен­ ность для Республики „этого почему-то некоторыми счи­ таемого каторжным “— края, невольно нервничаешь медленностью подходов к его использованию и культи­ вированию в том масштабе, который бьет, как горный ключ— ярко и отчетливо в глаза всякому здравомы­ слящему каждым клочком леса, речным и озерным' пятном, обнаженными глыбами педр н океаво-морским простором: всюду богатство, всюду колоссальная цен­ ность, всюду мирового значения возможности! Олоно-Мурман ждет людей энергии, быстрых дей ствий, упорной и настойчивой волк, плана, средств го­ сударственных и —ни одной минуты промедления реали­ зации уже намеченных Правлением Мурманской ж. д. мероприятий, и как ' начало—-производственно - хозяй­ ственной пропаганды, ь которой львиную долю должна взять па себя Агро-служба- Агро-пропаганда сотрудниками Агро-ноезда велась, учитывая юность сельско - хозяйственной реальности Олоно-Мурмана—в узких рамках двух, главным обра­ зом, отраслей: по огородничеству и животноводству— молочный скот, в связи с расширением лугового фонда. Эти вопросы легли в основу лекций, бесед и консуль­ таций, правильность и целесообразность чего и были потом подтверждены всеми совещаниями,, которые были организованы в агро-поезде с местными представителями Исполкомов и органов НКЗема. Первый всероссийский смотр сельско-хозяйственпой мощи нашей Республики—Всероссийская Ольско-Хо- зяйственная и Кустарно-Промышленная Вы гайка в Москве, в которой Транспортная Агрономия и в част­ ности— Агро-служба Мурманской ж. д.— принимает участие совместно с НКИС ,—конечно, но мог не войти дополнением к программе работы Агро-поезіа: но всей линии Олоно-Мурманск поездом велась широкая инфор­ мация о значении, целях и задачах Московской Вы­ ставки. Организованная в поезде Агро-вк ставка- К иоск, за­ ключая в себе до 120 экспонатов,— также повлияла на расширение основной программы работы Агро-поезда, где, между прочим,— особое внимание посетителей оста­ навливалось па борьбе с грызунами (крысы и мыши), универсальной русской печке п птицеводстве (с свино­ водством :І КОЗОВОДСТВОМ). Первая отцепка Агро-поззда—-это станция Званка. Нужно было много выдержки, когда к составу явилась шумная масса учащейся молодежи— до 500 человек. Вместимость вагона-аудпторпи до 100 —120 человек, а тут дла начала—сразу 500... Молодежь как мухи ку­ сок сахара, облепили и обвесзли своими телами вагон- аудиторию. Героически и стойко пришлось поступить, разбивая на группы по 5 0— 60 человек -чтобы дать возможность посмотреть Агро-выставку, прослушать объ- аснени . просмотреть агрономические ленты кино... Но зато сколько радости, удовольствия, благодарностей от этих юных транспортников и будущих хозяев-земле- дельцев и пионеров Олоно-Мурмана и их родителей! Как шум морского прибоя— гудят голоса молодежи в темноте кино-сеанса, читая надписи: „корова „Мазепа" весом 1S— 20 нуд. дает молока1'... и т. д. О гяіь идет Д*|> кедах 6 »« был (е 8 грстрашен. Дзз use ои teal доь новых пашен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz