Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

№ 32. М У Р М А Н А. 5 стях Надвоиц находится рассеянное золото и в поверх­ ностных песках.— Серебряная Гора находится в каких- нибудь 2 километрах от Екатерининского рудника на другой стороне р. Выга в дремучей лесу. Месторо­ ждение сложено из азотного диорита с выделениями известкового шпата, в котором вкраплен медный колче­ дан с кристаллами магнитного железняка и листочками железного блеска. Месторождение тянется километра- на три; того же сложения возвышенности по всему западному берегу Войце-озера. На „Серебряной Горе4 два старинные рудника, залитых водой. В отбросах, добывавшейся когда-то меди можно еще найти пре­ красные образцы медного колчедана. Кроме этих двух месторождений, старожилы указывают в районе Надвоиц еще целый ряд старых разработок или по крайней мере разведок на золото и медь в следующих, между прочим, урочищах: Ситто-Ручей— 8 кил. от с. Надвоиц на север. По левому, берегу Войце-Озера в 2 килом, от Надвоиц и от берега озера на расстоянии 1/ 4 клм. Кривецкая Гора в 8 киллом. к северу от Надвоиц. Щелина-Гора по правую сторону р. Нижнего Выга в в 3 килом, от с. Найвоиц. Узкие-Сальмы в 5 1 /2 килом, к югу -от станции Надвоицкой в 100 метрах от линии. Все эти данные говорят о том, что район, несом­ ненно, может иметь промышленное значение, п его по­ селенцы будут иметь еще новые заработки около этих промышленных заведений, но даже не расчитывая на будущую промышленность, они будут с достатком жить, лесными промыслами и обработкой достаточно плодо­ родной и удобной в этом районе земли. Кустарные промыслы в настоящее время не ра з ­ виты, но при проявлении малейшей энергии здесь широко разовьется бондарный промысел, выделка раз­ ных поделок из дерева и плетение корзин. На бочки и корзины всегда будет большой спрос для отправки в них рыбы. От Надвоиц вдет почтовый тракт на Сум- ский посад, которым можно было бы сбывать излишки продуктов в густо заселенный Поморский край, но у местного населения почти пет телег, в Карелин пет колесных дорог и потому здесь не привыкли к езде на лошадях летом. Трактом пользуются только зимой . Но следует заметить, что в отношении возможности и лег­ кости проведения дорог этот район по характеру^ местности представляет более благоприятные условия, чем остальные районы северной половины Карелии. В климатическом отношении Вологодские, Черепо­ вецкие и Новгородские поселенцы не заметили бы почти никакой разницы здесь в сравнении с своими родными местами. Ф- Белявский. Gйгро-поездомкДедовитомуокеану. (Агро-рейс от Петрограда до Мурманска). „Мурмайская ж. д. в хозяйственном строительстве Рабоче-Крестьянсяой Власти при­ знана осью полонизация Олоио-Мурманского Края. Первоосновой оседания колонизую­ щих пришельцев-новоселов, несомненно, явятся пионеры заселения края-рабочие и служащие дороги. Рабочие и служащие дороги—первые несут о собой на далекий Север семена сельско-хозяйственной культуры, и только эти семена дадут твердые ростки заселения Олэко-.Ѵ! \ рмана*. „Агро-служба Правления Мурманской ж. д. призвана помочь транспортникам в их государственном назначении колонизовать край, т. е. внести в него, через транспорт— начала сел.-хоз. промышленности, кустарных сел.-хоз. промыслов, организованных форм охоты, рыболовства и технических производств*. Эти основные лозунги украсили Агро-поезд Агро­ службы в этом году и щедро были разбросаны по всей линии Мурманской ж. д., начиная от Петрограда и кончал далеким островом „Торос”— одним из столбов знаменитых „ворот Ледовитого Океана"*, па последний пришлось сотрудникам Агро-поезда совершить дополни­ тельную морскую поездку из г. Мурманска, завернув но пути в г. Алекеандровск. Эю —первый звонок реаль­ ного и делового подхода Транспортной Агрономии к неисчерпаемым богатствам древнего, как земля —седого и мало изученного Олоно-Мурманского Края. Агро-поезд, организованный в спешно ударном по­ рядке, при кра'-ае ничтожных денежных средствах, ко при наличии сочувствия и материальной товарищеской поддержки Агрослужб Октябрьской и Сев.-Западных ж. д., Госсельхозмузея, Гособластсельскладп, ГІетрогосиздата и др.— благополучно отошел па агро-работу от перрона Николаевского вокзала в 17 ч. 45 м. 23 мая с. г. Агро-поезд состоял из 4 вагонов: первый -это ва­ гон-аудитория, в каковом была оборудована Показа­ тельная Агро-выставка-Киоск, с кино-аппаратом и проекционным (волшебным) фонарем; второй—вагон Сельско - Хозяйственный Склад - Выставка, довольно полно снабженный всеми (наиболее отвечающими Се­ веру) видами сел.-хоз. инвентаря, семенами, удобрениями, предметам и домообзаводства, сельско-хозяйственной лите­ ратурой и проч.; третий— вагон Злектро-станция и четвертый жилой служебный, небольшая старенькая коробочка (переделка из товарной теплушки)—для пер­ сонала Агро-поезда. Весь этот состав (исключая товарного вагона-склада), до момента оборудования его под Агро-поезд— являлся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz