Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

20 В Е С Т Н И К № 32. ездной путь к главной линии, но в виду безденежья нашего необходимо пока провести хотя бы хороший колесный путь, как ответвление от Олонецкого тракта. Севернее Петрозаводска необходим хороший тракт в районе Белой Горы к району мраморных ломок. Правда, промысел выделки мраморных поделок пал в последнее время, но это явление, несомненно, временное; пре­ красный материал сам говорит за себя и при малейшей поддержке производство возобновится и в значительных размерах. Далее совершенно необходим тракт, соединяющий кратчайшим путем с железной дорогой Шунгско-Тол- вуйский край. Затруднительно, не зная близко топо­ графии этого района, указать направление этого тракт?, но он должен быть проведен п, прежде всего, в инте­ ресах самой же железш й дороги. О бойком в эконо­ мическом отношении, густо заселенном, высоко раз­ вившем у себя сельское хозяйство, отчасти и мелкие кустарные промыслы Шунгского края говорилось много на страницах Вестника Мурмана, вполне возможна и промышленная утилизация Шунгита, значение которого до сих іюу остается со вполне выясненным научным путем. ІІа Шунгу тоже целесообразнее было бы про­ вести железнодорожную ветку, но пока за безденежьем провели бы, хотя бы хороший колесный путь. Нужно было бы ответить еще несколько желатель­ ных мелких соединений гужевыми дорогами наиболее оживленных районов. Остановимся только на одном, где совпадают интересы и хозяйственные и туриста люби­ теля природы. Мы имеем в виду дорогу к Кивачу, на­ правление которой следует выбрать, согласуя экономи­ ческие интереы этого края, местами довольно бойкого. Надо сказать, что этот красавец водопад мало посе­ щается публикой в значительной части из-за отсутствия удобной дороги и каких бы то пи было удобств для отдыха тур- ста. Желательно и дальше за водопад про­ должить пѵ іі » вверх п) реке, где, между прочим, есть богатые рудные месторождения, разработка которых только и задерживается удаленностью от удобных путей сообщена я. Собственно во все намеченные пункты уже есть кое- какие дороги, иначе и быть не могло, это изстари из­ вестные, бойкие и живые места южной Карелки, но дело в том, что никем не поддерживаемые, не ремонти­ руемые, особенно в последние годы хозяйственной раз рухи, эти дороги находятся в полуразрушенном состоянии, да и никогда они не были хороши. Тракт на Реболы, о котором упоминалось выше, также требует пристройки, и хотя она повлечет значи­ тельные расходы, но в конце концов нужно вспомнить про этот заброшенный район. Пятнадцать лет тому назад посетивший северную Карелию архангельский губернатор Сосповский, пора­ женный заброшенностью этого края и чувствуя випу за себя и за своих предшественников пред трудолюби­ вым и терпеливым карельским населением, обещал о чу то. что карелам нужпо так же, как хлеб насущный-— дороги. „Через три года здесь будут дороги*, обещал генерал старого царского режима. Но обещание оста­ лось неисполненным, Не было дорог в Карелии через три года, нет их и теперь. И в настоящее время, кажется, уже никто и не обещает Карелию устроить в дорожном отношении. Единственный способ сообщения здесь по сухопут­ ным дорогам—это зимою на оленях, редко на лошадях, а летом только пешком с багажем за плечами. Под громким названием „трактов" в северной Карелии суще­ ствует несколько летних тропинок, по которым и то только с трудом можно пройти пешком; мостов через речки и ручейки в большинстве случаев нет; в лесах, где дорога обращается в лабиринт тропинок, не раз­ личимых глазом, приходится взбираться на бурелом или подползать под него, прыгать в болотистых местах с кочки на кочку, или с камня па камень, ползать по плавающим бревнам, или нащупывать ногою под лип­ ким слоем грязи подстилку, чтобы не погрузиться выше' колена в топкое болото. Нечего уже и говорить о том, что путь по таким тропинкам крайне утомителен даже при отсутствии ноши, а с последней представляет по­ рою для пешехода невероятные трудности. Отправиться в соседнюю деревпю километров за 40 ,— это уже целое путешествие, па которое можно отважиться изредка. Еще и теперь в Карелии можно встретить старых людей—больше женщин, правда, чем мужчин,— которые всю свою жизнь не бывали дальше своей деревни больше, чем за 40— 50 километров. Таких домоседов кормит и поит, одевает и обувает родной лес и вода и доморощенный скот. Но в последнее 40 — 50 лет с запрещением подсечной системы сельского хозяйства с появлением в крае лесных промыслов, такой пеподвнж ный образ жизни стал для Карела—невозможен,— н а ­ селение вынуждено вести более подвижной образ жизни, отлучаясь из домѵ в Поморье и на Мурман, в Повенец и в Финляндию. Нужда в удобных путях сообщения сказывается с каждым годом все острее и острее. В Поморье существует старинный тр?.кт из Сороки на Сумский Посад и дальше до Онеги, от него ответ­ вляется дорога па Повенец, кроме того, от того же Сумского Посада идет сухопутный тракт до с. Над- воицкого. По эти единственные пути сообщения захва­ тывают только юго-восточный угол Северной, бывшей Архангельской, Карелии и большого экономического значения пе имеют. Тракт из Сороки в Сумский Посад имеет значение только, как зимняя дорога. Летом здесь идет сообщение морем, есть даже правильные паро­ ходные рейсы. Тракт из Надвоиц мог бы служить дорогой к в летнее время, по направление его в настоящее время не соответствует тяготению населения. С проведением Мурманской жел. дог», это тяготение сильнее сказы­ вается в направлении к северу— к с. Сорока. Трактом этим местное население пользуется мало п просто по­ топу, что ему не на чем ездить. Население северной Карелин, не имеющей проезжих дорог, пе имеет телег; без них оно обходится и при полевых работах. Во всем большом (72 дв.) соле Надвоицком всего С телег. Но, тем не менее, те необходимые сношения, которые должны были существовать между административными пунктами, хотя бы и такими мелкими, как волости, побуждали администрацию поддерживать некоторую видимость трак­ товой дороги там, где ходила государственная почта. ( Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz