Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).
20 В Е С Т Н И К № 32. ездной путь к главной линии, но в виду безденежья нашего необходимо пока провести хотя бы хороший колесный путь, как ответвление от Олонецкого тракта. Севернее Петрозаводска необходим хороший тракт в районе Белой Горы к району мраморных ломок. Правда, промысел выделки мраморных поделок пал в последнее время, но это явление, несомненно, временное; пре красный материал сам говорит за себя и при малейшей поддержке производство возобновится и в значительных размерах. Далее совершенно необходим тракт, соединяющий кратчайшим путем с железной дорогой Шунгско-Тол- вуйский край. Затруднительно, не зная близко топо графии этого района, указать направление этого тракт?, но он должен быть проведен п, прежде всего, в инте ресах самой же железш й дороги. О бойком в эконо мическом отношении, густо заселенном, высоко раз вившем у себя сельское хозяйство, отчасти и мелкие кустарные промыслы Шунгского края говорилось много на страницах Вестника Мурмана, вполне возможна и промышленная утилизация Шунгита, значение которого до сих іюу остается со вполне выясненным научным путем. ІІа Шунгу тоже целесообразнее было бы про вести железнодорожную ветку, но пока за безденежьем провели бы, хотя бы хороший колесный путь. Нужно было бы ответить еще несколько желатель ных мелких соединений гужевыми дорогами наиболее оживленных районов. Остановимся только на одном, где совпадают интересы и хозяйственные и туриста люби теля природы. Мы имеем в виду дорогу к Кивачу, на правление которой следует выбрать, согласуя экономи ческие интереы этого края, местами довольно бойкого. Надо сказать, что этот красавец водопад мало посе щается публикой в значительной части из-за отсутствия удобной дороги и каких бы то пи было удобств для отдыха тур- ста. Желательно и дальше за водопад про должить пѵ іі » вверх п) реке, где, между прочим, есть богатые рудные месторождения, разработка которых только и задерживается удаленностью от удобных путей сообщена я. Собственно во все намеченные пункты уже есть кое- какие дороги, иначе и быть не могло, это изстари из вестные, бойкие и живые места южной Карелки, но дело в том, что никем не поддерживаемые, не ремонти руемые, особенно в последние годы хозяйственной раз рухи, эти дороги находятся в полуразрушенном состоянии, да и никогда они не были хороши. Тракт на Реболы, о котором упоминалось выше, также требует пристройки, и хотя она повлечет значи тельные расходы, но в конце концов нужно вспомнить про этот заброшенный район. Пятнадцать лет тому назад посетивший северную Карелию архангельский губернатор Сосповский, пора женный заброшенностью этого края и чувствуя випу за себя и за своих предшественников пред трудолюби вым и терпеливым карельским населением, обещал о чу то. что карелам нужпо так же, как хлеб насущный-— дороги. „Через три года здесь будут дороги*, обещал генерал старого царского режима. Но обещание оста лось неисполненным, Не было дорог в Карелии через три года, нет их и теперь. И в настоящее время, кажется, уже никто и не обещает Карелию устроить в дорожном отношении. Единственный способ сообщения здесь по сухопут ным дорогам—это зимою на оленях, редко на лошадях, а летом только пешком с багажем за плечами. Под громким названием „трактов" в северной Карелии суще ствует несколько летних тропинок, по которым и то только с трудом можно пройти пешком; мостов через речки и ручейки в большинстве случаев нет; в лесах, где дорога обращается в лабиринт тропинок, не раз личимых глазом, приходится взбираться на бурелом или подползать под него, прыгать в болотистых местах с кочки на кочку, или с камня па камень, ползать по плавающим бревнам, или нащупывать ногою под лип ким слоем грязи подстилку, чтобы не погрузиться выше' колена в топкое болото. Нечего уже и говорить о том, что путь по таким тропинкам крайне утомителен даже при отсутствии ноши, а с последней представляет по рою для пешехода невероятные трудности. Отправиться в соседнюю деревпю километров за 40 ,— это уже целое путешествие, па которое можно отважиться изредка. Еще и теперь в Карелии можно встретить старых людей—больше женщин, правда, чем мужчин,— которые всю свою жизнь не бывали дальше своей деревни больше, чем за 40— 50 километров. Таких домоседов кормит и поит, одевает и обувает родной лес и вода и доморощенный скот. Но в последнее 40 — 50 лет с запрещением подсечной системы сельского хозяйства с появлением в крае лесных промыслов, такой пеподвнж ный образ жизни стал для Карела—невозможен,— н а селение вынуждено вести более подвижной образ жизни, отлучаясь из домѵ в Поморье и на Мурман, в Повенец и в Финляндию. Нужда в удобных путях сообщения сказывается с каждым годом все острее и острее. В Поморье существует старинный тр?.кт из Сороки на Сумский Посад и дальше до Онеги, от него ответ вляется дорога па Повенец, кроме того, от того же Сумского Посада идет сухопутный тракт до с. Над- воицкого. По эти единственные пути сообщения захва тывают только юго-восточный угол Северной, бывшей Архангельской, Карелии и большого экономического значения пе имеют. Тракт из Сороки в Сумский Посад имеет значение только, как зимняя дорога. Летом здесь идет сообщение морем, есть даже правильные паро ходные рейсы. Тракт из Надвоиц мог бы служить дорогой к в летнее время, по направление его в настоящее время не соответствует тяготению населения. С проведением Мурманской жел. дог», это тяготение сильнее сказы вается в направлении к северу— к с. Сорока. Трактом этим местное население пользуется мало п просто по топу, что ему не на чем ездить. Население северной Карелин, не имеющей проезжих дорог, пе имеет телег; без них оно обходится и при полевых работах. Во всем большом (72 дв.) соле Надвоицком всего С телег. Но, тем не менее, те необходимые сношения, которые должны были существовать между административными пунктами, хотя бы и такими мелкими, как волости, побуждали администрацию поддерживать некоторую видимость трак товой дороги там, где ходила государственная почта. ( Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz