Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

№ 32. М У Р М А Н А. 19 Тарвова-губа и др., при котором каждый невод в 8 лет обходит все тони Выгозерцев и Вожмозерцев, приводит в восхищение членов экспедиции своей глубокой соцпа- листичностыо. Отчеты по этнологическому отделу и географическому пейзажу свидетельствую, что и в этой области изучение районов Сегозера и Выгозера внесло ценный вклад. Надо только выразить пожелание, чтобы при опубли­ ковании записей былин, сказок, песен, свадебных об­ рядов поговорок не было повторений. Начато составление русско-карельскаго словаря М. В. Волковой. Едва ли это не первая попытка в Ка­ релии. Обществу изучения Карела и придется, конечно, заняться последним вопросом я подьитожить то, что сделано ранее в этом отношении знатоками края. Л. Гершапович. Груниобые щш& сообмрид Кдеш. Нет, наверно, на всем огромном протяжении Рос­ сийской Республики двух смежных уездов, так резко несходных друг с другом в дорожном отношении, как Повенецкий уезд бывш. Олонецкой губерния и Кемский, бывш. Архангельской. В то время, как па северном берегу Онежского озера, где-либо в Лумбушах, вы ви­ дите обстановку дорожных сообщений средней России, т. е. недурную, хотя и не везде исправно ремонти­ руемую почтовую дорогу и проселки, по которым, хоть и с трудом, а все же можно проехать, северное сотней верст, ни о почтовом тракте, пи о проселках уже пет и помину. Около ст. Медвежья Гора вы встречаете еще на тракте телегп, запряженные то в одиночку, то парой, возы с кладью, иногда достаточно большие; уже в Над- воицах помину нет ни о чем подобном. От с. Надвѳщи сеть дали почтовый тракт па Сумский Посад, но им совершенно ио пользуются в летнее время, а только зимою. Да и как пользоваться этим трактом, когда в Надвощах, селе, близком к линии железной дороги, ка ­ залось бы, довольно зажиточном, па 72 двора всего в 1922 г. било шесть телег. В северной Карелии па телегах ездить, можно сказать, по умеют. Южная часть Карелки имела издавна несколько и довольно удобных грунтовых трактов. От центра южной Карелии, гор. Петрозаводска отходят три гужевых тракта и „Повенецкий" идет на север почти параллельно же­ лезной дороге. Поэтому свое значение он теперь по­ терял, еа исключением небольшой части от ст. Медвежья Гора до г. Поленца и ответвления от той же станции до Ребол (через Мяндусельгу, Поросозеро и Лендеры). В этой своей части тракт идет по сильно пересеченной местности и мало приспособлен к нормальному гужевому 'транспорту. Во многих случаях спуски с гор и подтемы таковы, что е возом, даже небольшим, проехать нельзя. Второй тракт от Петрозаводска идет на юго-запад— на Олонец. Этот тракт и до сих пор сохраняет свое торговое значеике, особенно, до Святозера, от которого идет непосредственное экономическое тяготение к Петро­ заводску. Тракт проходит районами с хлебородною почвою и довольно зажиточным населением и в. общем оживлен и в летнее и, особенно, в зимнее время: но со­ стояние его в техническом отношении не вполне удо­ влетворительное,— местами нуже • ослователышй ремонт. Прежний тракт па Вытегру, наоборот, хорошо от­ ремонтирован, но значение его в виду того, что он почти параллелен железной дороге, невелико.— Очевидно, из сказанного, что направление главных гужевых путей в крае должно коренным образом измениться. Южной Карелии нужны не параллельные ее желожод-: рожпому и водным путям тракты, а поперечные в отношении к ним, соединяющие с железнодорожной линией крупные озерные бассейны и наиболее оживленные и бойкие в экономическом отношении волости. Так, например, на южной границе Карелии необходимо проложить хороший грунтовый тракт до селепия Ладва. Это, собственно, даже не один поселок, а целый ряд селений—целый я довольно сильный в экономиче­ ском отношении район, который, надо ждать, будет быстро развиваться. Здесь имеется уже л,ва лесопиль­ ных завода, три мельницы, одна с турбиной. Суще- стуют кустари, выделывающие бочки и корпшы, много стекольщиков п столяров, которые возобновляют свои старинные привычные отхожие промысли. Есть осно­ вания ждать, что здесь довольно широко разовьется про­ мышленное огородничество, овощи во всяком случае и теперь родятся хорошие. Словом, край ждет для своего оживления только дороги. Протяжение пути, если не вести его дальше, до берегов Онежского озера, чем был бы оживлен весь пустынный сравнительно край за Ладвой, очень скромное—километров 30. Необходимо соединение с Петрозаводском хорошим грунтовым трактом Сямозера с его довольно солги- м в экономическом отношении районом. Сельское хозяйство здесь стоит крепко, устойчиво и довольно высоко. Хоро­ шие легкие земли дали возможность довольно широко поставить хлебопашество, хозяйственная разруха и военные опустошения как-то меньше принесли вреда этому краю, находившемуся в стороне от удобных путей сообщения. В результате в селениях Корзе, Лахте, Сямозере, мы наблюдаем, к к заурядное явление 14 го­ лов рогатого скота на одно хозяйство, a О е *ров при­ ходится уже в среднем на семью. В этом же районе начинают крепнуть кустарные промыслы, ряд кустарей занят выделкой саней, дров-’пг., много сапожников, наро­ ждаются мелкие кожевенные заяоды. В Сямозерской во­ лости возобновилась и идет в значительных размерах гонко смолы п дегтя. Собственно, району нужен подъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz