Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

М 32. М У Р М А Н А. 11 25-го мая с. г., пред органами, па коих возложено декретом проведение колонизации края, стоят три основ­ ные задачи: а) заселение края, б) общее промышлен­ ное оживление его и в) укрепление Мурманской же­ лезной дороги. Колонизация Карельско - Мурманского края, пони­ маемая в смысле целой совокупности мер государствен­ ного характера, направленных к достижению поставлен­ ных выше задач, нуждается в соответствующем научно- разработанном перспективном плане, рассчитанном па целый ряд лет. Отсюда вытекает первая задача, которую поставила себе Комиссия Областэкосо по колонизации Карельско- Мурманского края. План этот должен быть составлен на основании данных произведенных и производящихся естественно-исторических и хозяйственно-экономических обследований края и разделяться па две части. В первой части должно быть дано естественно-исто* рическое и экономическое описание края по следующей, примерно, программе: а) территория и административное деление, б) естественно - историческая характеристика края, в) леса и леспое хозяйство, г) рыбные богатства и рыболовство, д) ископаемые богатства, е) пути сообще­ ния, ж) население и его размещение, з) землепользова­ ние и поземельное устройство, и) сельское хозяйство, к) промышленность, л) торговля, промыслы и кооперация. Во второй части будет изложена система колониза­ ционных мероприятий по следующей схеме: а) колони­ зационные массивы в полосе земельного отвода Мурман­ ской железной дороге, их описание, таи переселенчес­ кого хозяйства, колонизационная емкость; б) очередность работ по организации колонизационного фонда; в) си­ стема . государственных мер по оживлению колониза­ ционного фонда и оказанию помощи переселенцам: землеустроительные, землеотводные, дорожные и мелиора­ тивные работы, агрономическая помощь, ссудная и кредит­ ная помощь, культурно-просветительная помощь, медицин­ ская помощь; г) организация переселенческого хозяйства: привлечение и подбор переселенцев, организация хода- ческого и переселенческого движения, зачисление, пере­ движение и водворение переселенцев, снабженческое дело, организация кооперативных товариществ и трудо­ вых артелей, организация подсобных заработков; д) леса и лесное хозяйство: приведение в известность лесов колонизационного фонда, лесоустроительные илесоэксплоа- тационные работы, организация управления лесным хозяйством; е) промышленное оживление края: привле­ чение государственной и частной инициативы к исполь­ зованию естественных богатств края, оживление Мурман­ ского Порта, организация рыболовного хозяйства, ожи­ вление и развитие добывающей и обрабатывающей про­ мышленности ; п ж) укрепление Мурманской железной дороги и железнодорожного хозяйства: К составлению длительного плана но намеченной программе предполагается приступить в конце ссто года по окончании производящихся ныне естественно-истори­ ческих и экономических обследований с тем, чтобы эту работу выполнить к началу 1925 года. Вторая очередная задача заключается в соста­ влении колонизационного плана и приходо-расходной сметы на 1924 год. Этот план должен предусматривать следующие работы: а) устройство уже осевших пересе­ ленцев и семей железнодорожников в полосе отвода Мурманской железной дороге, б) отграничение, разбивка и подготовка нового колонизационного фонда, в) зачисле­ ние, водворение и устройство переселенцев, г) оказание переселенцам ссудной, кредитной материальной и куль­ турно-просветительной помощи, д) организация лесного хозяйства в полосе отвода Мурманской железной дороги и выявление его доходности, е) исследовательские работы по выявлению колонизационных районов и массивов в целях заселения, оживления и эксплоатации, ж) позе­ мельное устройство местного населения в полосе отвода, з) привлечение и организация государственной, обще­ ственной и частной инициативы для эксплоатации есте­ ственных богатств колонизационного района. Третья задача состоит в выполнении намеченных первоочередных работ на текущий 1923 год. В виду того, что все платежи от эксплоатации отводимой лесной площади, предназначенные для нужд колонизации, по декрету СТО должны поступать только с 1-го октября сего года, Правление Мурманской же­ лезной дороги, стремясь использовать сезон текущего года для колонизационных работ, ассигновало взаимо- образно до 1-го октября на означенные работы в виде оборотных средств 25 .000 рублей золотом. Из этой суммы предназначено на выполняемые теперь подготовительные работы, которые состоят в следую­ щем: 1) Предварительная приемка передаваемой терри­ тории, заключающаяся в собрании всех действующих договоров, как по эксплоатации леса, так и всякого рода промышленных предприятий; установление недоруба прежних лет; выяснение очередных лесосек; учет нали­ чия оброчных статей, выяснение условий хозяйства в настоящее время; составление выкопировки плана лесо­ насаждении; составление выписок из планов хозяйств всех данных, необходимых для лесоэксплоатационных соображений и лесоустроительных работ и в Еыяспении времени и места торгов как на лес, так и на оброч­ ные статьи всех видов. 2) Землеотводные работы преследуют две цели: а) подготовить для полевого периода будущего года путем съемки и детального обследования 22 тысячи десятин и б) образовать на площади 1 .200 десятин земельные' участки и подготовить их под немедленпое заселение. Последнее крайне важно в целях реального удовлетворения пробуждаемого у железнодорожников интереса к колонизационной политике. 3) Мелиоративная и домообзаводственная помощь железнодорожникам. За отсутствием пока собственной мелиоративной партии, помощь оседающим железно­ дорожникам выразится в техническом их инструктиро- ванип, в выдаче им премий за раскорчевку и мелиорацию, в бесплатном предоставлении им леса для построек и в выдаче ссуд на хозяйственное устройство. 4) Обследование района рыболовства Выгозерско- Повенецкого массива, имеющее задачей выяснить число озер, их площадь, рыбные запасы озер и рек, технику рыболовства, экономику рыболовного промысла и право­ вые условия промысла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz