Вестник Мурмана. 1923, № 32 (11 авг.).

№ 32. М У Р М А Н А. 9 В Колонизационной Комиссии при Севзапэкоео. В помещении Правления Мурм. ж. д. 6 августа со­ стоялось второе заседание Колонизационной Комиссии при Севзапэкосо, на которую по постановлению СТО от 25 мая возложено руководство и объединение всех коло­ низационных начинаний но Карельско-Мурманскому краю. Заседание состоялось под председательством члена призидиума Севзапэкосо и зам. Председателя Губиспол- кома т. Пахомова и при участии УЦД т. Арнольдова, прибывшего па это заседание из Москвы. Не давая сейчас подробного отчета, мы ограни­ чимся пока кратким изложением тех вопросов, которые были подвергнуты обсуждению на этом заседании, и перечнем принятых на нем решений. По открытии заседания, УЦД, т. Арнольдов, сделал информационный доклад о своем последнем объезде линии. Члены Совещания были осведомлены о тех боль­ ших работах, которые предприняты для улучшения со­ стояния пути. Сменяется до 600 .000 шпал, укрепляется и баллотируется путь, в результате чего скорость товар­ ных поездов, а также вес поезда значительно увеличится, а скорость пассажирского будет с 54 ч. доведена до 45 часов. Одновременно строится 1000 квадратов жи­ лых помещений, что сильно ослабит квартирный кризис. Укрепляется финансовое положение дороги, благодаря энергичному нажиму Правления на арендные статьи, что дало возможность, несмотря на крайне слабое финан­ сирование дороги НКПС, не только осуществить большую строительную работу, по даже выделить известную сумму на предварительные колонизационные работы, не ожидая поступления доходов от эксплоатации переданных дороге земель, которые начнут поступать только с 1 октября. Указав на ряд организационных мероприятий, кото­ рые приняты при проезде но линии для обезпечения выполнения в срок намеченной строительной программы и увеличения провозоспособности как главной магистрали, так и ветки Мга— Будогощь, которая имеет громадное значение для снабжения Петрограда дровам и, т. Арноль­ дов ознакомил Совещание и с той большой работой, которая проделана при проезде но проведению в жизнь постановления СТО о колонизации Карельско-Мурман­ ского края. Достигнуто полное соглашение с Карреспубликой и Мурманским Губисполкомом о порядке передачи отведен­ ной дороге земельной территории; поставлены уже земле­ отводные работы по наделению землею железнодорож­ ников и порядок осуществления этих работ согласован с местными земельными органами; на ст. Медвежья Гора образование переселенческого участка уже закопчено и Правление дороги предоставило поселяющимся на нем железнодорожникам бараки для переноса их на новые усадебные места. Произведен ориентировочный осмотр переданной до­ роге территории, осмотрены отдельные лесные масспвы, лесопильные заводы, пути сплава, места возможных гидростанций (Надвоицкий водопад). Все это значительно оживило имеющийся плановой материал и облегчит целе­ сообразное использование природных богатств, получен­ ных дорогой. Использование лесосек в пределах южных массивов будет в предстоящем году полное, потому главное внимание должно быть обращено на Северный участок но р. Туломе, где выдвигается задача создания крупного экспортного дела. Вместе с тем т. Арнольдов, отметил, что Мурман­ ский порт вполне подготовлен к приему иностранных грузов и что, учитывая прошлогоднюю ледокольную кам­ панию в Петроградском порту, необходимо обратить внимание на Мурманскую дорогу, направив через нес часть грузов, с чем дорога вполне справится. Первый груз уже получеп, именно 16 тонн, сахара и затем Центросоюз обещал направить через Мурман­ скую дорогу хлопок. Будут приложены все усилия, чтобы быстро перевести этот груз, передавая его прямо через Чудово на Москву, и показать на деле, что дороге можно доверить перевозку и больших грузов. Доклад этот вызвал оживленный обмен мнений, при­ чем Совещание признало принятые Правлением меро­ приятия целесообразными. Вместе с тем Совещание обратило внимание, что и в районе южной части Мурманской дороги имеются пустующие земли, подлежащие колонизационному воздей­ ствию подпбпо тому, как это предпринято в отношении северной части дороги инициативой Мурманской ж. д. Поэтому Комиссия постановила предложить Северной Колонизационной Экспедиции Наркомзема п Губземупра- вления разработать предположения о колонизации района южной части Мурм. дороги и соответствующий доклад внести на рассмотрение Колонизационной Комиссии. Вместе с тем признано своевременным возбудить вопрос о присоединении к Мурм. ж. д. дорог Гыбин- стройки. Наконец по вопросу об использовании Мурманского порта решено возбудить ходатайство перед СТО и Наркомвнешторгом о планомерной и систематической пол­ ной загрузке Мурманской л?, д. экспортным и импортным грузом. Затем был заслушан подробный доклад учетного секретаря т. Тресвятского о программе работ по колони­ зации, в котором были обрисованы три основных задачи, стоящие перед комиссией: а) заселение края, б) общее промышленное оживление его и в) укрепление Мурман­ ской ж. д. Доклад этот был одобрен для представления в Сев- вапэкосо, а Правлению дороги предложено разработать к 1 января 1924 г. подробный план колонизации и смету па 1924 г., а к концу 1924 г. длительный пер­ спективный план по колонизации и оживлению Карельско- Мурманского края, составить перечень товаров, подле­ жащих ввозу через Мурманск по льготному таможен­ ному тарифу. Вместе с тем постановлено возбудить перед Севзап­ экосо ходатайство о передаче Мурманской ж. д. иму­ щества б. Петробазы, которое могло бы быть использо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz