Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).
№ 31. М У Р М А Н А. 7 дороги в отношении технического улучшения и уве личения будущего грузооборота. По имеющимся сведениям работы эти производятся успешно. VIII. Грузооборот. В основе грузооборота мы пользуемся цифрами журнальной статьи тов. Казманова (Вестник Мурмана .№ 20. “К вопросу об оживлении Мурманске-Карель ского края“ ), останавливаясь па итоговых. Весь грузооборот строится, главным образом, на двух элементах— привозном хлебе и вывозном товаре лесной продукции—дровах. Вот цифры в тоннах за 1 9 1 9— 1922 гг. Л ров. ПР01.С. Погружено со своих с танций .................................... 109 1.287 400 П р и н я т о .......................... 260 872 630 Всего за 4 года погружено 1.796 топн или 59°/о> а принято 1.262 тонны или 41 ° /0. Идем к выводам. Если за едипнцу груза принять ввоз „хлебного г р у з а т о для оценки грузооборота по лучим нижеследующие два ряда отношений: вывоз: хлебные —0,4; лесные—4,4; прочие —1,5 ввоз: „ 1; „ 1,8; „ 2,4 Это последнее соотношение показывает, что из ука занных трех категорий грузов вывоз дров превалирует пад остальными, а ввоз хлебных грузов в условиях данного времени и будущего должен носить постоян ный характер. С положением грузооборота „прочие грузы“ вопрос должен быть решен в смене цифр в отношении повы шения вывозпого коэффициента над ввозным за счет развития целого ряда отраслей хозяйства Мурманской жел. дор. Этот коэффициент ведет к доходности дороги и его поднимет, несомненно, рыбоводство, когда завоюет себе постоянное место вагон-ледник, когда развернется оседлая жизнь железнодорожника и колониста, когда будет образован рабочий резерв. Одновременно на по вышение этого коэффициента будет влиять развитие с.-х. и промышленности. Можно предугадать, что вы возной коэффициент па лесные товары будет значи тельно увеличен, когда развернется лесная промышлен ность при участии упомянутых лесных трестов. Не сомненно, что Западная Европа испытывает „лесной голод“ и русский лесной товар должен па мировом торговом рынке сыграть видную роль, чем более ко роткий путь лежит от незамерзающего круглый год Мурманского порта к Англии, чем от Петрограда. С развитием лесной промышленности, как базы коло низации, грузооборот дороги будет безусловно повышен и тогда нам не придется видеть слабого вывозного коэффициента па дрова в 4,4 по отношению ввозу хлеба. С повышением коэффициента на лесной товар можно уйти от слов ядефицитная дорога". Хлебный коэффициент ввоза естественно будет выше вывозного, так как зерновое хозяйство будет отсутство вать, согласно тина с.-х. на севере. Повышение ввозного хлебного коэффициента с раз витием колонизации должно идти в соответствии с расширением колонизации, с усилением рабочего коло- низационног резерва, что тесно связано с развертыва нием лесной промышленности. Чем выше будет вывоз ной коэффициент на лесной товар, тем выгоднее будет и увеличиваться ввоз хлебных грузов. Интересно отметить последние статистические сведе ния о завозе в Петроград картофеля и овощей за 1922 г. и сравнить с довоеіідым— 1918 годом. Если за 1913 г. было ввезено до 16 т. тонн всяких овощей, то за 1922 г., ири значительной убыли городского насе ления Петрограда в годы революции, ввезено по Октябрьской жел. дор. 4 т. тонн и всего, надо полагать, со всеми остальными дорогами не более 4,25 т. топн при этом на долю картофеля в довоенное время выпадало 50°/о, и за 1922 до 60 ° /0. С устанавливаю щимся экономическим ростом города и ростом его насе ления Мурманская жел. дор. может выступать как оче редная питательная артерия вслед за Октябрьской на огородном рняке. В колонизуемой полосе необходимо всемерно развить и расширить потребление овощей самим населением в целях борьбы на дальнем севере с цинготными заболеваниями. В этой пропаганде тран спортной агрономии и медицине принадлежит первое место,— развить производство и оздоровить паселепие. Таково положепие с грузооборотом жел. дор., не касаясь пропускной ее способности, которая с пере шивкой линии на широкую колею или увеличением числа разъездов в связи с достроечными работами будет усилена. Таков наш общий расчет па развитие грузооборота на основах некоторых итоговых цифр коммерческой деятельности дороги. IX. Старый железнодорожник и новосел. Будем надеяться, что оседлое паселепие „Мурмапки“ (пазвание, отходящее в исторический архив) при нали чии улучшающегося экономического положения займется подсобным пристанционным хозяйством и в значитель ной мере прокормит себя продуктами молочного хо зяйства и огородной Культуры. А это есть необходимая работа в жизни железнодорожника, оторванного от го родских центров и зачастую от малочисленых селений. Можно быть уверенным, что па заре колонизационной работы старый железнодорожник—мурманец будет до статочно обеспечен своим маленьким хозяйством, избегнет и забот о добыче па стороне картошки или овощей, так необходимых для его обеденного стола па севере. В своем хозяйстве железнодорожник с любовью вложил в нетронутую землю свободный час досуга, свой труд, вознаграждающий его урожаем огородпой культуры. Поэтому, особенно становится ценным эта сторона хо зяйственной деятельности железнодорожного рабочего и служащего где - либо в пустынном районе Мурмана—■ с маленьким железнодорожным поселком, жизпь которого пробуждается с окружающим внешним миром с первым гудком паровоза и кончается с последним теряющимся на горизонте вагоном. Поэтому колонизационные меро приятия в сторонах „снабженчества" должны в главном фокусе иметь в виду осевшего железнодорожника,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz