Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).

№ 31. М У Р М А Н А. 7 дороги в отношении технического улучшения и уве­ личения будущего грузооборота. По имеющимся сведениям работы эти производятся успешно. VIII. Грузооборот. В основе грузооборота мы пользуемся цифрами журнальной статьи тов. Казманова (Вестник Мурмана .№ 20. “К вопросу об оживлении Мурманске-Карель­ ского края“ ), останавливаясь па итоговых. Весь грузооборот строится, главным образом, на двух элементах— привозном хлебе и вывозном товаре лесной продукции—дровах. Вот цифры в тоннах за 1 9 1 9— 1922 гг. Л ров. ПР01.С. Погружено со своих с танций .................................... 109 1.287 400 П р и н я т о .......................... 260 872 630 Всего за 4 года погружено 1.796 топн или 59°/о> а принято 1.262 тонны или 41 ° /0. Идем к выводам. Если за едипнцу груза принять ввоз „хлебного г р у з а т о для оценки грузооборота по­ лучим нижеследующие два ряда отношений: вывоз: хлебные —0,4; лесные—4,4; прочие —1,5 ввоз: „ 1; „ 1,8; „ 2,4 Это последнее соотношение показывает, что из ука­ занных трех категорий грузов вывоз дров превалирует пад остальными, а ввоз хлебных грузов в условиях данного времени и будущего должен носить постоян­ ный характер. С положением грузооборота „прочие грузы“ вопрос должен быть решен в смене цифр в отношении повы­ шения вывозпого коэффициента над ввозным за счет развития целого ряда отраслей хозяйства Мурманской жел. дор. Этот коэффициент ведет к доходности дороги и его поднимет, несомненно, рыбоводство, когда завоюет себе постоянное место вагон-ледник, когда развернется оседлая жизнь железнодорожника и колониста, когда будет образован рабочий резерв. Одновременно на по­ вышение этого коэффициента будет влиять развитие с.-х. и промышленности. Можно предугадать, что вы­ возной коэффициент па лесные товары будет значи­ тельно увеличен, когда развернется лесная промышлен­ ность при участии упомянутых лесных трестов. Не­ сомненно, что Западная Европа испытывает „лесной голод“ и русский лесной товар должен па мировом торговом рынке сыграть видную роль, чем более ко­ роткий путь лежит от незамерзающего круглый год Мурманского порта к Англии, чем от Петрограда. С развитием лесной промышленности, как базы коло­ низации, грузооборот дороги будет безусловно повышен и тогда нам не придется видеть слабого вывозного коэффициента па дрова в 4,4 по отношению ввозу хлеба. С повышением коэффициента на лесной товар можно уйти от слов ядефицитная дорога". Хлебный коэффициент ввоза естественно будет выше вывозного, так как зерновое хозяйство будет отсутство­ вать, согласно тина с.-х. на севере. Повышение ввозного хлебного коэффициента с раз­ витием колонизации должно идти в соответствии с расширением колонизации, с усилением рабочего коло- низационног резерва, что тесно связано с развертыва­ нием лесной промышленности. Чем выше будет вывоз­ ной коэффициент на лесной товар, тем выгоднее будет и увеличиваться ввоз хлебных грузов. Интересно отметить последние статистические сведе­ ния о завозе в Петроград картофеля и овощей за 1922 г. и сравнить с довоеіідым— 1918 годом. Если за 1913 г. было ввезено до 16 т. тонн всяких овощей, то за 1922 г., ири значительной убыли городского насе­ ления Петрограда в годы революции, ввезено по Октябрьской жел. дор. 4 т. тонн и всего, надо полагать, со всеми остальными дорогами не более 4,25 т. топн при этом на долю картофеля в довоенное время выпадало 50°/о, и за 1922 до 60 ° /0. С устанавливаю­ щимся экономическим ростом города и ростом его насе­ ления Мурманская жел. дор. может выступать как оче­ редная питательная артерия вслед за Октябрьской на огородном рняке. В колонизуемой полосе необходимо всемерно развить и расширить потребление овощей самим населением в целях борьбы на дальнем севере с цинготными заболеваниями. В этой пропаганде тран­ спортной агрономии и медицине принадлежит первое место,— развить производство и оздоровить паселепие. Таково положепие с грузооборотом жел. дор., не касаясь пропускной ее способности, которая с пере­ шивкой линии на широкую колею или увеличением числа разъездов в связи с достроечными работами будет усилена. Таков наш общий расчет па развитие грузооборота на основах некоторых итоговых цифр коммерческой деятельности дороги. IX. Старый железнодорожник и новосел. Будем надеяться, что оседлое паселепие „Мурмапки“ (пазвание, отходящее в исторический архив) при нали­ чии улучшающегося экономического положения займется подсобным пристанционным хозяйством и в значитель­ ной мере прокормит себя продуктами молочного хо­ зяйства и огородной Культуры. А это есть необходимая работа в жизни железнодорожника, оторванного от го­ родских центров и зачастую от малочисленых селений. Можно быть уверенным, что па заре колонизационной работы старый железнодорожник—мурманец будет до­ статочно обеспечен своим маленьким хозяйством, избегнет и забот о добыче па стороне картошки или овощей, так необходимых для его обеденного стола па севере. В своем хозяйстве железнодорожник с любовью вложил в нетронутую землю свободный час досуга, свой труд, вознаграждающий его урожаем огородпой культуры. Поэтому, особенно становится ценным эта сторона хо­ зяйственной деятельности железнодорожного рабочего и служащего где - либо в пустынном районе Мурмана—■ с маленьким железнодорожным поселком, жизпь которого пробуждается с окружающим внешним миром с первым гудком паровоза и кончается с последним теряющимся на горизонте вагоном. Поэтому колонизационные меро­ приятия в сторонах „снабженчества" должны в главном фокусе иметь в виду осевшего железнодорожника,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz