Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).

6 В Е С Т Н И К майской ж. д. будет или пайщиком этого акционерного общества или будет располагать своим морским тран­ спортом. С организацией Правлением дороги Упра­ вления по рыболовному и звероловному промыслу с центром в г. Мурманске, уже в этом направлении про­ изошел большой сдвиг, результаты которого не замедлят сказаться в ближайшем будущем. Итак, нам приходится отметить, что на другой день после утверждения выс­ шими государственными органами проекта о колониза­ ция, Правление реально выступает твердым шагом на Мурманское побережье и свой колонизационный стяг ставит па крайнем полюсе колонизационной оси. Мы не можем не порадоваться, как работники с мест, тем широким начинаниям из колонизационных мероприятий, которыми Правление становится на верный путь. В отношении очень ценпой отрасли животноводства, оленеводства колонизационные мероприятия должны бу­ дут идти в линии увеличения стада; использовать оленя, как ездового животного, крайне привычного к условиям дальнего севера, к его суровой норой природе с ее снегами и метелями, крайне нетребовательного в фу­ раже —достаточно одного ягеля (мох); получения мясного и молочного продукта: организации замшевого произ­ водства и пуганого дела; наконец, в организации более мелких отраслей производства клеевого и свечного. Не безынтересно отметить, что на Аляске (она царским правительством в свое время была нродаиа Америке, кажется, за 12 миллионов долларов) с открытием зо­ лота американцы для удобных средств передвижения вынуждены были завести оленеводство, которого там раньше пе существовало. Об этом докладывал на одном из специальных съездов в 1919 году по Северо-Запад­ ной области знаток оленеводства Керцелли. Этот факт лишний раз лам указывает, что олень, как средство передвижения, должен сыграть круппую роль при коло­ низации Карельско-Мурманского Края. В связи с этим необходимо будет обратить должное внимание па работы оленеводческой станции на Мурмане. Очень вероятно, что в этом направлении придется вести опытную работу по приспособлению оленя к колонистским хозяйствам, для которых олепь заменит коня, а порою и корову. Немного остановим внимание читателя на ценной отрасли хозяйства Карельско-Мурманского края, а именно —ископаемых недрах. Мероприятия но разра­ ботке руд—железа, меди и проч., обследованию новых месторождений, добыче строительного камня, в частности прекрасного мрамора крупного размера и разных кра­ сок; разработки слюды (Картрудкоммуна добыла не­ сколько десятков тысяч пудов) и целого ряда других минералов, представляющих большую ценность для раз­ вития вообще горной промышленности,— вот краткий перечень работ в колыбели русского горпого дела (б. Олонецкого наместничества и б. Олонецкой губ.). Эти колонизационные мероприятия найдут себе место все-таки пе на первом ряду развертывающегося колони­ зационного плана. Необходимо прежде разрешить во­ прос о земельной колонизации, о рабочем резерве, в частности, об устройстве подъездных путей и органи­ зации лесного дела, на капиталах которого можно будет строить производственную программу развития добывающей и обрабатывающей промышленности. Еще на очереди вопросы колонизационных меро­ приятий по белому углю (водяная энергия) и торфу. Мурманская железнодорожная магистраль находится в исключительно благоприятных условиях в отношении ее электрификации в силу наличия большого запаса энергии текущих вод. Вопрос этот будет решен в бли­ жайший период времени, когда турбина завоюет в СССР гражданство, а то мы еще далеко позади своих соседей— как Швеция и Норвегия, а также от малень­ кой и далекой—Швейцарии. Невольно вспомипаются слова проф. Петровской с.-х. Академии Миловича, что тубина в России будет с правами гражданства пе р а ­ нее как через 10 — 15 лет. Мы хотели пожелать, чтобы турбина нашла себе почетную роль в ближайшие годы, тем более „примеры заразительны"— перед нами рос­ сийская гордость „Волховстройка". Громадные залежи торфа в Карельско-Мурмапском крае, в частности, в объектах нашего внимания в коло­ низационной полосе, залог богатого, главным образом, топливного материала как для железной дороги, так и для всевозможных промышленных предприятии. Начало применения торфа па ж. д. относится к 1862 году и принадлежит Московско-Нижегородской ж. д., которая впервые его ввела для отопления своих паровозов, станционных установок и жилых помещений (статья инженера Вальяжникова— “Торфяные разработки на ж, д .“ , Вестник НКПС № 15 за 1922 г.). В 189В г. максимум добычи торфа по ряду дорог достигает 48 .000 тонн. Позднее торф был вытеснен каменным углем и нефтью. Но в годы революции, когда в силу блокады пришлось многим дорогам перейти к дровам и торфу, то в течение 1 9 1 7— 1919 гг. было торфа добыто, в среднем, до 2 0 0 .000 тонн. Опыт показал, что процесс горения на смешанном топливе— сырые дрова и торф проходил вполпе удовлетворительно. Присутствие торфа значительно облегчало сжигание сырых дров. Поэтому можно сказать, что топливный баланс нашей ж. д. чрезвычайно богат и дровами и торфом. Во всяком случае разработка торфа должна быть признана заслуживающей достаточного внимания и желательно, чтобы в будущем торфяные брикеты по мере возможности вводились в топки жилых помещений. Не лишне отметить, что торф очень полезен для с.-х. как удобрение и как подстилка, как обладающий высо­ кой поглотительной способностью, что очень важно в борьбе с сыростью. Этот рецепт агрономического зна­ ния безусловно Колонизационно-Агрономическим Отде­ лом будет широко проведен в практику с.-х. На ио- следнем мероприятии мы заканчиваем краткий очерк колонизационных работ. Таким образом, мы охватили, поскольку позволяет журнальная статья, следующие отрасли народного хо­ зяйства в колонизационных мероприятиях, а именно: лесное, с.-х., рыболовство, оленеводство, горное, белый уголь и торф. Уделено достаточно внимания транспорт­ ной агрономии и вопросам мелиорации (с.-х, лесной и рыбоводной). Среди других колонизационных меропри­ ятий особо выделен вопрос о путях сообщения, как средствах транспорта— железнодорожного, грунтового и водного. При этом следует подчеркнуть особенно цен­ ные работы, которые ведутся Правлением, по „достройке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz