Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).

№ 31 М У Р М А Н А. При этом по липшее отмстить, что, наряду с осушкой болот, лесов и луговых земель, должна будет неизбежно вырасти рыбоводная мелиорация по развитию рыбоводства. Райоп практики рыбоводной мелиорации раскинется главным образом вдоль „колонизационной оси"—желез­ ной дороги, прорезывающей Карельско-Мурманский Край. Что касается мелиоративных работ вдоль линии, то они 1 ! колонизационный план должны будут войти как мероприятия транспортной агрономии по защите путей сообщения в виде укрепительных сооружений и культуре растительности. Еще несколько слов об агрономических мероприятиях, которые сочетают интересы линейного железнодорожника и самой дороги, т. е. в интересах заинтересованности хозяйствующего населения и увеличения грузооборота. Перед транспортной агрономией в условиях колониза­ ционной работы стоит организация содействия населе­ нию в полосе отчуждения путем введения с.-х. улуч­ шений, внесения с.-х. грамотности и установления опре­ деленных типов хозяйств соответственно естественно­ климатическому районированию. Поэтому па агрономию выпадают большие задачи, от выполнения которых агро­ номическая организация не может отойти. Земельная колонизация без агрономии и землеустройства не может вестись. Агрономическо-землеустроительные действия включаются в так называемую организацию с.- х. плац­ дарма. Остановимся па мероприятиях по сельскому хозяйству. Можно определенно говорить, что сельское хозяйство сложится в Карельско-Мурманском Крае из трех сла­ гаемых, а именно: молочного скотоводства, луговодства и огородничества. Заболоченные долины рек и болотные массивы— это резервы кормовой площади, это забытое, по выражению Вильямса В. Р .— профессора Петровской с.-х. Академии, народное богатство, которое нужно призвать к жизни. Сельское хозяйство по преимуществу может быть построено на развитии животноводства. Зерновые хлеба на нашем Севере в условиях навозного хозяйства не покрывают стоимости рабочего труда и являются безусловно убыточными. Поэтому на наш взгляд гораздо целесообразнее н экономичнее хлеб за ­ возить извне, о чем мы будем говорить в подзаго­ ловке „Грузооборот11. Экономией труда па производстве хлеба мы выигрываем рабочую силу и усиливаем на- , грузку для развития промышленности и промыслов, а в последних заключается одно из важнейших достиже­ ний в колонизации Карельско-Мурманского Края. По­ этому, надо полагать, что пе предвидится поощрения развитию зерновых культур, за очень малым исключе­ нием., где колонист будет находиться в благоприятных почвенных и других условиях для земледелия, а потому в мероприятиях по с.-х. на ближайший период времени придется оставить зерпо, ігак продукт производства. Правда, за минувшие годы революции экономика вела организацию хозяйств пе по тину естественного райони­ рования Республики. Задача времена—перейти к вопросам с.-х. с точки зрения экономического расчета. В этом направлении весьма ответственная роль переходит на L транспортную агрономию, как па один из рычагов колонизационного аппарата, призванного отныне к раз- витию производительных сил богатого „мертвым капи­ талом “ Карельско-Мурманского Края. Через агропоезд, который в данное время находится в работе на далеком севере Карельско - Мурманскаго края, через внедрение в колонизационное население агрономической грамотности, через культурно-просвети­ тельную работу общегосударственных, профессиональ­ ных и политических организаций лежат пути к образо­ ванию колониста по типу „датчанина хозяина". Работа большая, работа трудная и результаты ее сказываются не так легко, как в другом деле; поэтому еще раз па транспортную агрономию приходится обратить вни­ мание и признать за нею название колонизационного фактора. Чтобы подтвердить слабость нашего зернового хозяй­ ства и указать па нерациональность таковой культуры в условиях российской действительности, мы позволим себе остановить внимание читателя на душевом сборе хлеба но некоторым губерпиям Северо-Западной области. Вот цифры,—они молчаливы, но цифрами можно говорить. Так, душевой сбор но средним статистическим данным определяется по Архангельской губ. в 81 клг., по Вологодской — .160, по б. Олонецкой— 120, но Новгородской — 130. Этих цифр вполне достаточно, чтобы засвидетельствовать, что ни одна из север­ ных губерний пе в состоянии прокормить себя хлебом, который требуется для ввоза до нормы до 280 клг. при­ мерно, на душевую потребность. Если же были еще среди отдельных групп будущих колонистов ожидания на прирезки земель в связи с революционными завоева­ ниями, то действительность рассеяла мечты. Приводим цифры. Так, по тем же губерниям прирезки таковы: по Архангельской, Вологодской, б. Олонецкой и Новгород­ ской но 0,1 дес., по Петроградской и Псковской — 0,2 дес. Ясно, что прирезки не дали деревне экономи­ ческого благополучия п перед нею при патриархальных методах хозяйства переселение снова стало необходи­ мым. Поэтому колонизационные мероприятия в отноше­ нии рабочего резерва имеют достаточно обоснований в опоре на контингент из Северо-Западной области. Мероприятия в области рыбоводства сосредоточатся па развитии морских промыслов Мурмана и Белого моря, а также озериых и речных, как объектов воз­ действия, главным образом, местного населения и по его почину. В организации крупного рыболовного производ­ ства Мурманская at. д. выступит безусловно на сцепу рынка через коммерческие свои предприятия. Расшире­ ние и углубление рыболовства; техническая организация дела, соление и консервирование, снабжение рыбою внутреннего рынка, главным образом, Петрограда, деше­ вая ее запродажа рабочим и поселковым кооперативам колонизационной полосы, выступление на меягдуиарод- пом торговом рынке, как последняя по трудности задача из программного плана в данной отрасли хозяйства и как первая с экономической точки зрения существова­ ния коммерческого крупного предприятия. В одной из больших газет к а к - т о была небольшая заметка, что Русско-Норвежское пароходство устанавливает в ближай­ шем времени товаро-пассажирские рейсы между Мурман­ ском и Лондоном. А посему мы вправе предполагать, что не далек будет тот день, когда Правление Мур-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz