Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).
№ 31 М У Р М А Н А. При этом по липшее отмстить, что, наряду с осушкой болот, лесов и луговых земель, должна будет неизбежно вырасти рыбоводная мелиорация по развитию рыбоводства. Райоп практики рыбоводной мелиорации раскинется главным образом вдоль „колонизационной оси"—желез ной дороги, прорезывающей Карельско-Мурманский Край. Что касается мелиоративных работ вдоль линии, то они 1 ! колонизационный план должны будут войти как мероприятия транспортной агрономии по защите путей сообщения в виде укрепительных сооружений и культуре растительности. Еще несколько слов об агрономических мероприятиях, которые сочетают интересы линейного железнодорожника и самой дороги, т. е. в интересах заинтересованности хозяйствующего населения и увеличения грузооборота. Перед транспортной агрономией в условиях колониза ционной работы стоит организация содействия населе нию в полосе отчуждения путем введения с.-х. улуч шений, внесения с.-х. грамотности и установления опре деленных типов хозяйств соответственно естественно климатическому районированию. Поэтому па агрономию выпадают большие задачи, от выполнения которых агро номическая организация не может отойти. Земельная колонизация без агрономии и землеустройства не может вестись. Агрономическо-землеустроительные действия включаются в так называемую организацию с.- х. плац дарма. Остановимся па мероприятиях по сельскому хозяйству. Можно определенно говорить, что сельское хозяйство сложится в Карельско-Мурманском Крае из трех сла гаемых, а именно: молочного скотоводства, луговодства и огородничества. Заболоченные долины рек и болотные массивы— это резервы кормовой площади, это забытое, по выражению Вильямса В. Р .— профессора Петровской с.-х. Академии, народное богатство, которое нужно призвать к жизни. Сельское хозяйство по преимуществу может быть построено на развитии животноводства. Зерновые хлеба на нашем Севере в условиях навозного хозяйства не покрывают стоимости рабочего труда и являются безусловно убыточными. Поэтому на наш взгляд гораздо целесообразнее н экономичнее хлеб за возить извне, о чем мы будем говорить в подзаго ловке „Грузооборот11. Экономией труда па производстве хлеба мы выигрываем рабочую силу и усиливаем на- , грузку для развития промышленности и промыслов, а в последних заключается одно из важнейших достиже ний в колонизации Карельско-Мурманского Края. По этому, надо полагать, что пе предвидится поощрения развитию зерновых культур, за очень малым исключе нием., где колонист будет находиться в благоприятных почвенных и других условиях для земледелия, а потому в мероприятиях по с.-х. на ближайший период времени придется оставить зерпо, ігак продукт производства. Правда, за минувшие годы революции экономика вела организацию хозяйств пе по тину естественного райони рования Республики. Задача времена—перейти к вопросам с.-х. с точки зрения экономического расчета. В этом направлении весьма ответственная роль переходит на L транспортную агрономию, как па один из рычагов колонизационного аппарата, призванного отныне к раз- витию производительных сил богатого „мертвым капи талом “ Карельско-Мурманского Края. Через агропоезд, который в данное время находится в работе на далеком севере Карельско - Мурманскаго края, через внедрение в колонизационное население агрономической грамотности, через культурно-просвети тельную работу общегосударственных, профессиональ ных и политических организаций лежат пути к образо ванию колониста по типу „датчанина хозяина". Работа большая, работа трудная и результаты ее сказываются не так легко, как в другом деле; поэтому еще раз па транспортную агрономию приходится обратить вни мание и признать за нею название колонизационного фактора. Чтобы подтвердить слабость нашего зернового хозяй ства и указать па нерациональность таковой культуры в условиях российской действительности, мы позволим себе остановить внимание читателя на душевом сборе хлеба но некоторым губерпиям Северо-Западной области. Вот цифры,—они молчаливы, но цифрами можно говорить. Так, душевой сбор но средним статистическим данным определяется по Архангельской губ. в 81 клг., по Вологодской — .160, по б. Олонецкой— 120, но Новгородской — 130. Этих цифр вполне достаточно, чтобы засвидетельствовать, что ни одна из север ных губерний пе в состоянии прокормить себя хлебом, который требуется для ввоза до нормы до 280 клг. при мерно, на душевую потребность. Если же были еще среди отдельных групп будущих колонистов ожидания на прирезки земель в связи с революционными завоева ниями, то действительность рассеяла мечты. Приводим цифры. Так, по тем же губерниям прирезки таковы: по Архангельской, Вологодской, б. Олонецкой и Новгород ской но 0,1 дес., по Петроградской и Псковской — 0,2 дес. Ясно, что прирезки не дали деревне экономи ческого благополучия п перед нею при патриархальных методах хозяйства переселение снова стало необходи мым. Поэтому колонизационные мероприятия в отноше нии рабочего резерва имеют достаточно обоснований в опоре на контингент из Северо-Западной области. Мероприятия в области рыбоводства сосредоточатся па развитии морских промыслов Мурмана и Белого моря, а также озериых и речных, как объектов воз действия, главным образом, местного населения и по его почину. В организации крупного рыболовного производ ства Мурманская at. д. выступит безусловно на сцепу рынка через коммерческие свои предприятия. Расшире ние и углубление рыболовства; техническая организация дела, соление и консервирование, снабжение рыбою внутреннего рынка, главным образом, Петрограда, деше вая ее запродажа рабочим и поселковым кооперативам колонизационной полосы, выступление на меягдуиарод- пом торговом рынке, как последняя по трудности задача из программного плана в данной отрасли хозяйства и как первая с экономической точки зрения существова ния коммерческого крупного предприятия. В одной из больших газет к а к - т о была небольшая заметка, что Русско-Норвежское пароходство устанавливает в ближай шем времени товаро-пассажирские рейсы между Мурман ском и Лондоном. А посему мы вправе предполагать, что не далек будет тот день, когда Правление Мур-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz