Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).

2 ВЕСТНИК № 31. Колонизационные перспективы. I. Вчера и сегодня. Длинный ряд десятилетий и ие одно столетие дре­ млет Карельско-Мурманский край, которому помнятся старинные ярмарки Колы, которому памятны торговые английские гости и западные соседи— финны, шведы, норвежцы и датчане. И казалось, что спячке одного из седых великанов- богатырей пет просвета. Еще вчера пе верилось, что настанет депь, отделяющий сумерки сегодняшнего ве­ чера от наступающего утра завтрашнего дня, седого утра-—которое утопало в тумапных облачках, покинуть которые не но плечу было полусонному богатырю. Но едва только солнечный луч достиг туманной пелены, окутавшей богатыря, едва только прозорливый револю­ ционный взгляд коснулся его,— как исполин с почти нетронутыми богатствами всколыхнулся, сбросил с себя ветхие одежды, износившиеся от ветра и воды, пока­ зался снова с открытым лицом в первый раз перед Карельской Трудовой Коммуной, а ныне—-перед знако­ мым гостем, с новыми чертами лица колонизатора— Пра­ влением Мурманской ж. д.—и говорим ему: „Добро пожаловать, долгожданный богатырь"!.,. Но сегодняшний день далеко отмечен от прошлых дней. Если до сих нор по всему этому обширному краю, железнодорожная артерия только давала внешнюю жизнь, то отныне щупальцы колонизатора пойдут вглубь и вширь от меридиана. Паровоз и вагон будут призваны па работу с широким плановым заданием— внести оживление в экономический застой, пробудить к жизни безлюдный и пустынный край, привлекая организатора жизни с име­ нем Труд. II. Колонизация. Вопрос о колонизации решен. Период подготовитель­ ных исследований и признания необходимости экономи­ ческого подъема через целый ряд ведомственных и между­ ведомственных комиссий, совещаний, учреждений завер­ шился успехом в высших государственных органах. Ко­ лонизационный плап для Карельско-Мурманского Края более, чем когда-либо, близок к действительности. Колонизация, как планомерная организация экопо- мическо-технических мероприятий по развитию произ­ водительных сил, стала в порядке дня. Колонизация — это есть государственное проведение переселепчества в русле экономического развития. Методы колонизации— промышленная, промысловая и сельско-хозяйствепная. Поэтому Мурманская ж. д. должна будет сочетать собою комплекс транспортно- хозяйственных предприятий, увязанных в одно целое единым экономическим планом развития производитель­ ных сил Карельско-Муриапского Края. В основе эконо­ мического плана будет лежать лесное хозяйство, как база колонизации, а с ним неразрывно будет сельское хозяйство — как база колонизационного элемента, как одна из сторон хозяйственной деятельности колониста. Перейдя ранпюю цель своего существования, как только транзитная, Мурманская ж. д. с хозяйственно­ политическими интересами государства выходит на ши­ рокие горизонты мировых торговых путей. Это н есть одна из осповпых задач нашего времени, социальные сдвиги которого поставили нашу страпу в фокус исто­ рических событий. Дело нашей внутренней географии— быть ближе к странам Запада и Америки, когда не­ далекий завтрашпий день может открыть свободные моря. Вот почему „Мурманка" становится светлым факелом в свете перспективных лучей восходящей звезды пробуждающегося Карельско-Мурманского края. Вот, по­ этому, па большом световом экране на заре колониза­ ционных работ и мыслится не в полудремоте пребы­ вающая „Мурианка*, а в красках экономически! мощи, развить которую идет широкой волною рабочий колони­ зационный резерв, чтобы, двинувшись по рельсам, зало­ жить прочный фундамент под экономическое завоева­ ние края. III. Хозяйственная политика. С предоставлением в хозяйство Мурманской ж. д. громадного лесного фонда в 8 миллиона десятин откры­ ваются большие экономические возможности для коло­ низаторской деятельности. Правда, в истории железно­ дорожного строительства практика американских ж. д. но Канаде дает нам исчерпывающий ответ на целе­ сообразность такой государственной политики, которая дала положительные результаты. Американские железнодорожные Общества в ’/а— 2 десятилетия умелой хозяйственной политикой оживили громадные территории, затратив начальные организа­ ционные средства, а в дальнейшем эксплоатацией бо­ гатств на отведенных площадях получили высокий пред­ принимательский барыш. В условиях иашего хозяйства, когда железная до­ рога является общегосударственным предприятием, вся­ кая прибавочная ценность будет лишним плюсом в углубление и расширение колонизационной работы. Нам далеко еще достигать до американского масштаба работ, по нам пора приложить к условиям русской действитель­ ности американский метод работы, известный в техни­ ческой литературе под именем „канадизации“ . Комбинированно железнодорожного дела с коммер­ ческими предприятиями и с сельско-хозяйствепными мероприятиями— это задача хозяйственной политики, от которой зависит разрешение колонизационной проблемы. Железная дорога является в роли не только хозяй­ ственника, культурного проводника, но и регулятора переселенческого движения. Создание внутреннего грузо­ оборота— это жизненная задача Мурманской ж. д. В основу хозяйственной политики должен быть по­ ложен принцип, что экономическая сторона колониза­ ции строится в расчете на лес, на колониста- железно­ дорожника и переселенца в его хозяйстве. Основа организации всего хозяйства колонизационно-пионерской дороги будет строиться по экономическому закону— со­ четанию трех факторов: земли, труда и капитала. Эти формы сочетания сама ашзнь подсказывает, отмечая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz