Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).
№ 31. М У Р М А Н А. в законе минимума затрат труда и капитала. Второ степенные оиорпие точки необходимо передать на основу концессионному п частному капиталу, участие которого в условиях настоящего исторического периода является столь необходимым, что нужно будет немедля связаться с западом и, на выгодных условиях для нашего хозяйства, отдать в разработку лесные участки, постройку заводов, разработку недр, земельные участки и пр., что не в силах охватить нашими средствами колонизацион ный план. Эго хотя многим товарищам напомнит „О при зыве варягов", но сотрудничество с ними необходимо хотя бы во временный кажущийся ущерб интересам до роги. Лучше все таки мертвый капитал превращать в живой и с малым процентом дохода, чем лежать ему забытым богатством и ждать, пока раскачнувшийся рус ский человек дойдет топором до рубки леса, шахтою до руды и лопатою до земли. Работы так много, что думать сделать в с е “ не приходится. Нужно призвать к работе новые силы и с разных фронтов, чтобы еди ным фронтом труда и капитала пробудить от дремоты Карельско - Мурманский Край, чтобы голос из него ответным эхом пронесся но городам и селам необъятной нашей Республики, тогда пе придется говорить класси ческую фразу: „Наступило утро, а рассвет еще не пришел"... Перед Правлением Мурманской ж. д., как руково дителем транснортпо - коммерческих предприятий, стоит задача подобрать соответствующий командный состав в согласии с колонизационными мероприятиями. Перед Правлением стоит задача составить кадры организато ров, хозяйственников и специалистов. Это значит— на опорных базах колонизации застраховать лишний раз свое деле от всяких случайностей, которые хотя явля ются неизбежными спутниками во всякой работе. По вторим еще раз, что опорными базами будут лесное п рыболовное хозяйство, добывающая и обрабатывающая героически этим иллюстрируя общее положение без всяких письменных докладов „о ходе работ“ — Откуда?. Ларчик открывается просто— Агрослужбе перестали давать денег. — Да ей скажут,—и раньше никогда не давали. Неправда. Ей, верно, не давали столько, чтобы она, сложив руки, на казенной субсидии как-нибудь рабо тала, но ей время от времени по се слезным просьбам кидали подачки, а этими подачками она методически поддерживала собственное разложение. С организацией Правления па дороге, с началом постановки всей работы дороги на хозяйственные рельсы, Агрослужба, реорганизованная из Дорземтрана в орган Правления и получившая определенное заверение, что с сего момента— ни единой копейки кредита! — забилась в предсмертных конвульсиях и принуждена была заду маться над ясно поставленным вопросом— жить или не жить?. Продолжать старое стало никак нельзя— надо уми рать: нет и минимума питательных соков со стороны. А чтобы жить— надо соки найти в себе, надо ста вить действительную работу, которая хотя бы кормила самое себя, чтобы не дох собственный скот в хозяй- промышлениость, рабочий резерв и сама колонизацион ная ось, как хребет для колонизационного плана, а для железно-дорожника и колониста явится подсобным — сельское хозяйство п промыслы. Здесь же найдут себе соответственные высоты и транспортная агрономия и мелиорация... Тогда и осу шительная система, как передаточный механизм, должна будет в мелиоративной практике занять комаидпую высоту по управлению горизонтами стояния грунтовых вод па осушаемой земельной или лесной площади или в местах заселения. Таким образом командными высотами мы заканчи ваем, в сущности, всю почти тему о колонизационных перспективах. Еще остается сказать пару слов в заклю чение. Мы пе можем говорить о правильности постановки всех затронутых вопросов колонизации этой статьей. Мы можем также сказать, что у нас уже вошли ошибки, перерасчеты и недочеты, о.которых могут говорить еще не раз на страницах „Вестника Мурмапа" и в других органах печати. Наши доводы и обстоятельства могут быть изменены к подвержены коренпой ломке и в пе рестройке всего нашего плана, который набросан вне связи с существующими проектами колонизации. Наша задача состоит в том, чтобы пролить свет па колони зационные перспективы, хотя н не в той силе и крас ках, которыми составлеп оргинал, но чтобы еще раз и много раз обсудить и говорить о большом вопросе. Ответ на колонизационный вопрос даст тов. Арноль дов в своей брошюре „Вторые Дарданеллы". И нам приходится повторить, что выход на мировые торговые пути нужно искать через незамерзающий Мурманский порт, от котораго ближе идти на Запад, чем но проек там „ІѴ1илюнова-Дарданелльского“ . ст. Званка. и . Шер стобоев. ствах, чтобы рабочие не сидели на одной горькой ква шеной капусте (я помню, как, приняв в марте Агро службу п приехав в Ильич, вынужден был весь свой хлеб, взятый в поездку из Петрограда, раздать рабочим, бо они две недели его не видели. Прямо — голод в Поволжьи). И Агрослужба, после некоторого периода раздумья решила— стать на хозяйственный расчет и в этом направлении круто перестроилась. Это был риск, и рискованность положения еще преждевременно отбрасывать и сейчас. Солидной проч ности в фундаменте Агрослужбы еще нет. Однако, вот факты: В течение ряда лет транспортники Мурмана не имели достаточно семенного картофеля и недостаточно имели зачастую гнилой, прелый. Хоз.-Операц. Отдел Агрослужбы текущей весной дал на линии 32 вагона картофеля— это количество на 150 проц. удовлетворило максимальную потреб ность— и ни одного вагона гнилого. Еще очень недавно хозяйственные обозы Правления и Управления дороги бегали по Петроградскому рынку в поисках сена для лошадей, платились неимоверные цены, снабжение фуражем обозов в течение всего года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz