Вестник Мурмана. 1923, № 31 (4 авг.).

№ 31. М У Р М А Н А. в законе минимума затрат труда и капитала. Второ­ степенные оиорпие точки необходимо передать на основу концессионному п частному капиталу, участие которого в условиях настоящего исторического периода является столь необходимым, что нужно будет немедля связаться с западом и, на выгодных условиях для нашего хозяйства, отдать в разработку лесные участки, постройку заводов, разработку недр, земельные участки и пр., что не в силах охватить нашими средствами колонизацион­ ный план. Эго хотя многим товарищам напомнит „О при­ зыве варягов", но сотрудничество с ними необходимо хотя бы во временный кажущийся ущерб интересам до­ роги. Лучше все таки мертвый капитал превращать в живой и с малым процентом дохода, чем лежать ему забытым богатством и ждать, пока раскачнувшийся рус­ ский человек дойдет топором до рубки леса, шахтою до руды и лопатою до земли. Работы так много, что думать сделать в с е “ не приходится. Нужно призвать к работе новые силы и с разных фронтов, чтобы еди­ ным фронтом труда и капитала пробудить от дремоты Карельско - Мурманский Край, чтобы голос из него ответным эхом пронесся но городам и селам необъятной нашей Республики, тогда пе придется говорить класси­ ческую фразу: „Наступило утро, а рассвет еще не пришел"... Перед Правлением Мурманской ж. д., как руково­ дителем транснортпо - коммерческих предприятий, стоит задача подобрать соответствующий командный состав в согласии с колонизационными мероприятиями. Перед Правлением стоит задача составить кадры организато­ ров, хозяйственников и специалистов. Это значит— на опорных базах колонизации застраховать лишний раз свое деле от всяких случайностей, которые хотя явля­ ются неизбежными спутниками во всякой работе. По­ вторим еще раз, что опорными базами будут лесное п рыболовное хозяйство, добывающая и обрабатывающая героически этим иллюстрируя общее положение без всяких письменных докладов „о ходе работ“ — Откуда?. Ларчик открывается просто— Агрослужбе перестали давать денег. — Да ей скажут,—и раньше никогда не давали. Неправда. Ей, верно, не давали столько, чтобы она, сложив руки, на казенной субсидии как-нибудь рабо­ тала, но ей время от времени по се слезным просьбам кидали подачки, а этими подачками она методически поддерживала собственное разложение. С организацией Правления па дороге, с началом постановки всей работы дороги на хозяйственные рельсы, Агрослужба, реорганизованная из Дорземтрана в орган Правления и получившая определенное заверение, что с сего момента— ни единой копейки кредита! — забилась в предсмертных конвульсиях и принуждена была заду­ маться над ясно поставленным вопросом— жить или не жить?. Продолжать старое стало никак нельзя— надо уми­ рать: нет и минимума питательных соков со стороны. А чтобы жить— надо соки найти в себе, надо ста­ вить действительную работу, которая хотя бы кормила самое себя, чтобы не дох собственный скот в хозяй- промышлениость, рабочий резерв и сама колонизацион­ ная ось, как хребет для колонизационного плана, а для железно-дорожника и колониста явится подсобным — сельское хозяйство п промыслы. Здесь же найдут себе соответственные высоты и транспортная агрономия и мелиорация... Тогда и осу­ шительная система, как передаточный механизм, должна будет в мелиоративной практике занять комаидпую высоту по управлению горизонтами стояния грунтовых вод па осушаемой земельной или лесной площади или в местах заселения. Таким образом командными высотами мы заканчи­ ваем, в сущности, всю почти тему о колонизационных перспективах. Еще остается сказать пару слов в заклю­ чение. Мы пе можем говорить о правильности постановки всех затронутых вопросов колонизации этой статьей. Мы можем также сказать, что у нас уже вошли ошибки, перерасчеты и недочеты, о.которых могут говорить еще не раз на страницах „Вестника Мурмапа" и в других органах печати. Наши доводы и обстоятельства могут быть изменены к подвержены коренпой ломке и в пе­ рестройке всего нашего плана, который набросан вне связи с существующими проектами колонизации. Наша задача состоит в том, чтобы пролить свет па колони­ зационные перспективы, хотя н не в той силе и крас­ ках, которыми составлеп оргинал, но чтобы еще раз и много раз обсудить и говорить о большом вопросе. Ответ на колонизационный вопрос даст тов. Арноль­ дов в своей брошюре „Вторые Дарданеллы". И нам приходится повторить, что выход на мировые торговые пути нужно искать через незамерзающий Мурманский порт, от котораго ближе идти на Запад, чем но проек­ там „ІѴ1илюнова-Дарданелльского“ . ст. Званка. и . Шер стобоев. ствах, чтобы рабочие не сидели на одной горькой ква­ шеной капусте (я помню, как, приняв в марте Агро­ службу п приехав в Ильич, вынужден был весь свой хлеб, взятый в поездку из Петрограда, раздать рабочим, бо они две недели его не видели. Прямо — голод в Поволжьи). И Агрослужба, после некоторого периода раздумья решила— стать на хозяйственный расчет и в этом направлении круто перестроилась. Это был риск, и рискованность положения еще преждевременно отбрасывать и сейчас. Солидной проч­ ности в фундаменте Агрослужбы еще нет. Однако, вот факты: В течение ряда лет транспортники Мурмана не имели достаточно семенного картофеля и недостаточно имели зачастую гнилой, прелый. Хоз.-Операц. Отдел Агрослужбы текущей весной дал на линии 32 вагона картофеля— это количество на 150 проц. удовлетворило максимальную потреб­ ность— и ни одного вагона гнилого. Еще очень недавно хозяйственные обозы Правления и Управления дороги бегали по Петроградскому рынку в поисках сена для лошадей, платились неимоверные цены, снабжение фуражем обозов в течение всего года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz