Вестник Мурмана. 1923, № 30 (28 июля).
t> В Е С Т Н И К № 30. странстве, около 75 километров, возможно устройство оседлых поселков, которые вполне могут быть обеспечены естественными лугами или местами, удобными для обра щения в луговые угодья, здесь возможна довольно густая оседлая колонизация. На всем этом пространстве по являются уже новые починки и происходит свободная колонизация. Пока расселение идет мелкими починками. Колонисты стараются захватить себе лучшие угодия, па этой почве между С:арожилами и новыми пришельцами начинаются споры и борьба. Наблюдаются единичные случаи перехода к оседлому устройству лопарей с из- бенными приспособлениями для оленей. Большое бо гатство района составляют и лесные насаждения, пояс которых здесь подымается до самого Кольского залива. Крайняя многочисленность притоков Туломы делает удобным самое широкое использование по этой системе лесных площадей. На севере района идет лес мелкий, годный почти исключительно на дрова, тем не менее три леспые дачи, тяготеющие к Кольскому заливу, могут дать в год не менее 100 .000 бревен и 35000 тонн дров и мелких сортиментов,— при чем большое значение будет иметь и эксилоатация мелкого дровяного леса, в котором нуждается и северный участок дороги, и мурманские становища, в особенности восточного Мур- мана. В лесах обилие грибов, рыжиков, груздей, белых, красных, волнушек, а также и ягод: морошки, черники, вороники и др. На Туломе есть могучий водопад, дви гательной силой которого можно воспользоваться для промышленных целей. В районе г. Колы в XYI еще веке указывали на признаки рассыпного золота в горе Золотухе. Наличность хороших глин дает возможность широкого развития кирпичного производства. От Колы направляются две дороги, проезжих, однако, в зимнее время— на Це менту, отошедшую но последнему договору к Финляндии и на восточный Мурман. Дорогой па Печенгу пользуются для сношения с Норвегией. Ст. Мурманск, в 9 клм. от Колы, 1452 клм. от Петрограда. Расположена на берегу Кольского залива. От станции идет ветка к порту, и к военным и другим складочным помещениям. Около станции и иорта разбился юре декой поселок, с населением в 2500 чел. В окрест ностях только несколько мелких поселков: Горячий- Ручей— 5 клм. Минкин-Ручей —7 клм., Конецкий Ручей— 12 клм., Зеленый мыс и др.; во всех них не больше 160 чел. населения. Торговый порт расположен в южном конце Кольского залива; он очень удобен и с точки зрения укрытия от ветров и по глубине и очертанию береговой линии. С помощью имеющихся 7 причалов, порт может принять с моря ежемесячно до 6 0 0 .000 тонн груза. Погрузка в порту в вагоны вполне возможна непосредственно с пристани. В Мур манском порту имеется 25 складов, не считая при надлежащих военному и другим ведомствам. В порту имеется 6 кранов. С 1 января и по 15 сентября 1922 г. в порт пришло 243 судна: 280 русских, 10 норвежских и 33 английских. Ушло 19 русских, 10 норвежских, 3 английских— с грузом 18,2 тыс. тонн. Общий оборот грузов за это время 55 тыс. тонн. Вопрос постройки на Мурмане порта не только коммерческого, но и военного, и соединение его рельсо вым путем с железнодорожною сетью России был по* ставлен еще в конце XIX века, но только начавшаяся Европейская война воочию показала всю важность для нас незамерзающего порта в океапе, выход из которого трудно запереть противнику. В 1915 г. началась по стройка дороги и надлежащее оборудование Мурманского порта. При наличии железной дороги на Севере Мурманск получит значение для всей северной и средней России и Сибири, как ближайший норт для вывоза в Америку и Англию сибирских грузов и грузов всей северной половины Европейской России. Влияние Мурманской железной дороги, как транснортно - производственного предприятия, при надлежащем его развитии, скажется не только на развитии производительных сил Мурманско- Олонецкого края, но отразится также и на промышлен ном развитии Шпицбергена и па наших торговых сношениях с Норвегией. Шпицбергенский уголь отли чается высокими качествами, уравнивающими его с лучшими сортами английского угля. Это засвидетельство вано лабораторными анализами проб этого угля в хи мической лаборатории Горного Института в Петрограде, а также практическим применением этого угля на не которых Петроградских заводах. В усилении наших торговых сношений с Норвегией, Мурманская железная дорога также должна выполнить немаловажную роль. Северная Норвегия, от Трондзема до Финмаркена, ввозит ежегодно до 3 миллионов пудов пшеничной и ржаной муки. Надо думать, что не одна Норвегия в зимние навигации может получать с Мурманского порта наш хлеб. Мурманский норт в состоянии будет вывозить хлеб и в Англию п в другие западно-европейскне страны. Этот вывоз будет, несомненно, развиваться, в особенности после осуществления намечающегося соедпненая Мур манской железной дороги с железнодорожными и реч ными путями Северной России и северо-западной Си бири. Тогда по Мурманской дороге направится не только Сибирский хлеб, но н лесные материалы высших сортов: масло, яйца, продукты животноводства. Из Се верной России— леи, овес, ячмень и лесные материалы* Обратными же грузами будут: рыба, каменный уголь со Шпицбергена и различные западно-европейские и американские товары, машины для оборудования фабрик и заводов, сельско - хозяйственные орудия, продукты иностранкой химической промышленности. Непосредственно к Мурманску прилегает район по Кольскому заливу, а затем сюда же тяготеет весь Мур манский берег. Берег „Студеного Моря“ всегда рисо" вался в воображении, как страна холода и вечного мрака, населенная чародеями; такою она представлена в финском народном эпосе, и всегда являлась в вообра жения народном только своей мрачной стороной. Такое представление, довольно одностороннее, перешло и в учебники. На пришельца с юга действительно производит сначала тяжелое впечатление полярная ночь, длящаяся с 26 октября по 16 января, и февральские снежпые вьюги, засыпающие строения настолько, что приходится отрываться. В это время, среди тьмы в лесистых пустынях и тундрах Лапландии, начинается господство хищных зверей, стаями нападающих на стада оленей, но даяіе и в это мертвое время на севере есть своя прелесть. Разгорится небо, покроется то ярко-красными, то зеленовато-синими полосами, которые то-—соединяются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz