Вестник Мурмана. 1923, № 30 (28 июля).

4 В Е С Т Н И К шать не приходилось, но леи и конопля, в которых остро нуждается местное население, здесь пошли бы хорошо точно также, как и пшеница, а во мпогих местах и іречиха. Осебенпо широкие сельско-хозяйственные возможности представляются поселенцам к юго-западу от Селецкого озера, в так называемом, Селецком суземке и на всем огромном, пустынном доселе, прострапстве между озерами: Селецкое Гимала, Янгозеро и Маслозеро (южное). Здесь видны повсюду старые давно запущенные и поросшие лесом нивы; земли заключают достаточное количество перегноя, нужно, копечпо, только дальше ото­ двинуть лес от пашни, чтобы ослабить от вредного действия на хлеба заморозков. Местные старожилы, знающие край, единогласно свидетельствуют о том, что этот край наиболее удобный для развития сельского хозяйства во всей Карелии. Но как бы то ни было далее в этом крае п даже в дали от Селецкого оззра и железнодорожного пути коло­ низация будет опираться более чем на земледелие на лесной промысел. Почти нетронутые массивы лесов Падапской и сосед­ них с ней дач на много лет обеспечат здесь широкое развитие лесного дела. В зависимости от места житель­ ства поселенцев им придется принимать участие в заго­ товках или для Финляндии в лесах по системам рек, текущих на северо-запад, или по системе Сегозера для сплава через Сегежу и Выг в Сороку, а с прорытием канала, соединяющего Остер с Сегозером, о значении которого говорилось при описании Онежского колониза­ ционного района, и в Онежское озеро. Кроме лесных промыслов, подспорьем для поселен­ цев явится озерное рыболовство и охота. Дичи и пуш­ ных зверей в лесах, окружающих Сегозеро, много: попа­ даются лисицы; куницы, россомахи, белок много, но пет ружей, да и некому на это тратить время. В колонизационный фонд железной дороги входит из этого огромпого пустынного края только самый северо-восточный угол около линии жел. дороги. Оста­ новимся подробнее па промышленных возможностях этого участка Сегозерского края. Лесные заготовки здесь в 1922 г. велись около самой линии жел. дороги лесозаготовительною артелью „Рус-лестранс“ , поста­ новка дела была рациональная, и заготовки велись с успехом. Заработная плата выдавалась, по желанию, пред­ метами первой необходимости, при чем па складе артели были подобраны с большим знанием и местного быта и местного вкуса сорта товаров наиболее ходовых в крае и вполне удовлетворительного качества. Заготовлялось в среднем около 20 тыс. тонн дров и 60 тыс. шт. шпал. Кроме заготовки и сплава леса и дров здесь по харак­ теру лесных пасаясдений могла бы развиться в широ­ ких размерах сухая перегонка дерева— выкурка смолы, дегтя и скипидара, а затем заготовка древесной массы для писчебумажного производства. В лесах края мпого грибов и ягод, но сбор их и за ­ готовка на продажу не организованы. Для собственного употребления местные крестьяне запасают целые бочки брусники и моченых волпушек. Сегозеро богато рыбой, ряпушку здесь можно было бы ловпть сотнями топп, точно так же, как и окуней, щук и разную другую де­ шевую рыбу; мпого и ценных сортов: сигов и налыі. Между тем, рыболовство в полном упадке, в виду отсут­ ствия рыболовных снастей, износившихся за последние годы хозяйственной разрухи. Развитию рыболовства ме­ шает отсутствие сушилен и копсервпых заводов,— устроен- ные, хотя бы па артельных началах, они имели бы здесь большой успех. На западном берегу Сегозера построен чугуно-пла­ вильный завод, при нем кирпичный и лесопильный заводы. Во время выступления финляндцев завод повре­ жден и в настоящее время не работает. Работает только ремонтно-механическая мастерская. На берегу озера остались неиспользованными кучи добытой железной руды. Запасы руды в Сегозере хорошо не обследованы, во всяком случае, их нужно считать не менее 100 — 150 милл. тонн. Чугуно-плавильное производство существовать могло бы; теперь на Сегозере организуется пароходство, что весьма облегчит сбыт и свабжеиие завода всем необ­ ходимым, по, по отзывам местных людей, завод построен неудачно и едва ли будет успешно работать. Кроме чугуно-плавильного производства, в Сегозер- ском крае вполне возможно возникновение и, может быть, значительное развитие добычи п обработки медных и серебросвинцовых руд. Малоисследованные еще место­ рождения медных руд открыты в Кульмичской губе, па острове Васконсаре, к югу от д. Баранова Гора, у д, Евяіезеро и во многих других местах указывают признаки и свинцовых руд. Однако, развития горной промышлен­ ности в самое ближайшее время ждать нельзя. Но большое количество, так называемого, горшечного камня около селепий Карельская Масельга и Лисья Губа дадут возможность широко поставить гончарпое производство. В широких размерах и с большой выгодой может раз­ виваться бондарное производство и разные поделки из дерева. Ф. Краткий Путеводитедь по ІЯурманекой железной дороге. ( Окончание). Ст. Кола, в 36 клм. от Лопарской, 1443 килом, от Петрограда, близ старинного г. Кола, бывшего около семи веков опорой русского движения на Мурман. Исто­ рия Колы есть в то же время русской промысловой жизни ка Мурмане, только в последние 30 — 40 лет он уступил свою роль другим населенным пунктам, ставшим ближе к месту рыбных промыслов. Сведения о Коле, как населенном пункте идут от 1264 года; но, несомненно, что некоторое время этот поселок существовал и до этого года. Однако, колонизация Мурманского побережья и Кольского залива в частности стала возможна не ранее начала XIII века, когда новгородцы укротили норман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz