Вестник Мурмана. 1923, № 30 (28 июля).

№ 30. М У Р М А Н А. 3 организатор целого ряда хозяйственных предприятий, содействующих поднятию общего благосостояния края и затем уже питающих дорогу грузами. Таким образом, по этим двум направлениям и раз­ вивается работа Правления дороги. Поскольку Правле­ ние сумело заинтересовать заграничные круги, а также руководителей хозяйственного строительства в обще­ государственном масштабе пашей Республики, при под­ держке Комиссариата Промышленности, Севзапэкосо, моральной поддержке Карелии, а также при сочувствии всех государственных и общественных учреждений, мы надеемся в дружном и тесном контакте с ними осу­ ществить широкий памеченный нами план работ, имею­ щий своей целью благо не только северного края, но и всей страны. Р — ев. -Л-й- Сегозерекий колонизационный район, Перевалив ряд возвышенностей, составляющих водо­ раздел Балтийского и Белого морей, Мурманская жел. дорога приближается к восточному берегу большого водного бассейна -Сегозера (свыше 1100 квад. килом.), и идет некоторое время в непосредственной близости его берегов. Местность около восточного берега озера не отличается особенно благоприятными условиями, но к западу и особенно юго-западу от Сегозера располо­ жены места, которым суждено в будущем служить житницей всего Мурманского края; естественною и един­ ственною связью всего этого края с железной дорогой, будет Сегозеро с ветвью к нему от ст. Маселъской. Говорить об основе колонизации в этом крае — сельском хозяйстве, опираясь на его настоящее положе­ ние, трудно по двум причинам. Прежде всего, район весьма слабо населен. Зто видно будет из следующего перечня населенных пунктов. Масельга—Карельская — 60 дв., Петель—Поволок— 25 дв., Лиля-Губа— 30 дв., Эвгора— 20 дв. Паданы— 150 дв., Сельга —100 дв., Сондалы— 40 дв., Сяргозеро— 50 дв., Юкки-Губа— 80 дв., вот, за исключением, может быть, четырех, пяти высел­ ков, выселения района на пространстве нескольких сот квадратных километров. При такой малонаселенности и большой спросе на рабочие руки на лесозаготовках, которые велись и около самой линии железной дороги и по берегам Сегозера, а затем на железной дороге, где недобор рабочей силы в 1922 г. составлял в 6 0% ,— сельское хозяйство ведется кое-как и находится в заброшенном состоянии. Кроме того, в 1922 г. насе­ ление постигло большое разорение. Во время зимнего наступления финляндцев для военных перевозок у населения были мобилизованы лошади, до 5 0 % их вовсе не верпулось к хозяевам, мпогие, кроме того, пали от сильного истощения и из тех, которые вернулись к хозяевам. Поэтому, при обра­ ботке полей была такая острая нужда в рабочих лоша­ дях, что платили по 25 килограмм муки в день за ло­ шадь, все это повело к упадку хлебопашества. Сеют в районе, прилагающем к Сегозеру, более всего овса, около 160 килогр. на хозяйство, ржи сеют сра­ внительно ма то—около 65 килогр. на хозяйство, ячменя— 50 килогр., картофеля— 165 килогр. Многие сеют в нолях репу, которой снимают до 500 килогр. на хо­ зяйство. Дают хорошие урожаи конопля и лен, а такяіе пшеница, но сеют эти сельскохозяйственные растения пе многие. Молочного скота приходится около 2 голов на хозяйство и две овцы. Огородничество совершенно не развито, несмотря на то, что овощи недурно вызре­ вают; в огородах садят больше лук, капусту п огурцы, свеклы и брюквы почти пе садят. Местные супеси во мпогих случаях, несмотря на сильную каменистость почвы, представляют весьма благоприятные условия для сельского хозяйства. При большем внимании к нему, своего хлеба населению безусловно хватало бы. В старые годы, когда здесь не стесняли подсечной системы, а с другой стороны, когда еще в Сороке не было лесопильных заводов, значит, не было в крае и лесных выгодных промыслов,-—местные карелы не только обезпечивали себя хлебом на зиму, но умудрялись делать запас па год вперед на тот случай, если заморозки повредят урожай. Один старик местный карел рассказывал мне, какое сильное впечатле­ ние произвело на его деда и отца, когда они впервые увидели привозный хлеб. Случилось подряд два не ­ счастные года, когда мороз год за годом два раза со­ вершенно побил хлеб; запасы карельского хлеба на второй голодный год истощились, и пришлось обратиться к привозному. А до тех пор, значит, десятками лет сторожили не видывали привозного хлеба. Но вспоминая эту добрую старину, нужно сказать, что ее трудно вернуть обратно и не только потому, что выгодные промыслы: лесные рыбные, может быть работа па горных заводах и работа па железной дороге всегда будут мешать сельско-хозяйственным занятиям, по еще больше по той причине, что к подсечной системе возвра­ щаться в широких размерах не придется, а достаточное количество удобрения на большое количество пашни иметь трудно. Для этого нужно в широких размерах вести промышленное скотоводство, держать десятка два коров и несколько лошадей. ГІо условиям земельного простора, далее при густой колонизации края это вполне возможно. Масло и сыр найдет всегда прекрасный сбыт за границу и в наши собственные крупные населенные пункты; в сенокосных же угодиях недостатка не будет. Безусловно, с промышленного скотоводства, а затем с рационально постановленного огородничества и посева корнеплодов в полях и придется начинать поселенцу хозяйство. Из отдельных видов животноводства здесь, кроме мо­ лочного скота, будет хорошо развиваться при некоторой энергии поселенцев свиноводство и разведение коз. Из корнеплодов, кроме картофеля, хорошо пойдет репа, свекла, турнепс, в огородах брюква, морковь, лук, капуста н огурцы. Об опытах посева табаку в этом районе слы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz