Вестник Мурмана. 1923, № 29 (21 июля).
20 В Е С Т Н И К № 29 . следует отметить тем более, что в почвенном и клима тическом отношении, места но течению р. Кеми пред ставляют в высшей степени благоприятные условия для широкого развития скотоводства и в значительной части и хлебопашества. Из притоков Кеми следует отметить Ухту, Сапо, ІИомби, Охту. Из них только Ухта и Сапо бесно- рожнисты и то только в своем нижнем течении, осталь ные, хотя имеют по берегам поселки, но служат доро гами редко. Другая мощная система реки Выга резделена Выго- зером на верхний и нижний Выг. И сам Выг и его многочисленные иритоки: Летняя, Тунгуда* Идель, Онигма, Онда пороисты. Между Надвоищсим водопадом и устьем Выга около с. Сорока, на протяжении 80 кило метров Выг имеет до 20 больших и малых водопадов и у,падунов*. Более северные реки: Ііереть, Кандалакша, ІІоньгама, Шуя могут служить только для сплава, но ни в каком случае не для судоходства. Лучшие дорогп в Карелии по озерам, по этому-то по берегам озер, п ламбин в северной Карелии распо ложились 8/ 0 всех поселков и около 3/ 4 всего населения. По берегам Топозеро 12 поселков, Ладвозеро —6 по селков, Подвозеро тоже 6, Муезеро — 5, Шуезеро— 5, и т. д. В южной Карелии также значительная часть поселков расположилась около озер. Многие озера соединены друг с другом канавами. Канав в Карелии не один десяток; онп устраивались для соединения озера с озером или с рекой пли для выравнения изви листого русла реки, Особенно длинных канав пет, самая большая в Маслоозерской волости соединяет озеро Лемево с Небозером— длина ее около 3 километров, ширина этой канавы 1— 2 метра, глубина Ѵ2— 1 метра, но в общем ширина карельских каналов меньше—она равна ширине лодки, а глубина 1/ 4 метра. Некоторые канавы имеют па стенках деревянные шпалеры, чтобы не обсыпались берега и пе засорилось дно. Строились канавы населением сообща. Но крайняя порожистость речек мешает и этим сооружениям, если бы они имели и более планомерный и не столь примитивный характер, стать проводниками товаров в большие цептры и тем более к самому морю, эти пути больше для внутреннего сообщения между ближайшими селениями. Только около селений финлянд ской границы они действительно получают настоящее торговое значение, так как здесь важно устроить более или менее удобное передвижение не на большом рас стоянии, а на какие -либо 5— 10 километров, чтобы в темную осеннюю или зимнюю ночку благополучно пройти границу с ее пограничной стражей. Такое состояние водных путей сообщения заставляет обратить особое внимание на состояние и наличие сухо путных путей и на устройство комбинированных сухо путно-водных дорог, как это обычно видим в Карелии. Если нельзя сделать сплошного водного пути, то можно облегчить перетаскивание лодок на волоках на тех ме стах, где плесо тянется иа десяток километров, а по роги на 1 0 0— 200 метров, или устроить легкую грунто вую дорогу для объезда порогов там, где они тянутся на десятки верст и волей не волей, а приходится де лать перегрузку товара. А то ведь в настоящее время в таких случаях в большинстве случаев приходится то вар нести на своих собственных плечах по таким іро- пипкам, где и с пустыми руками пе знаешь, как пройти, чтобы пе завязнуть по пояс в болоте или не сорваться, перелезая чрез бурелом со скалы. До последнего времени не было сделано самых примитивных приспособлений для облегчения процесса перетаекиванья кирбасов мимо порогов, только разве кое-где набросаны поперек волока кругляшки. Но если водная система ' рек и внутренних озер Карелии не может быть широко использована, как путь для товаров, требующих удобной перевозки в лодках и пароходах, то как путь сбыта главного богатства края леса она имеет и будет иметь огромное значение. Взгляните па каргу Карелии—эта страна вся изрезана реками и речками, тянущимися в большинстве в напра влении с запада па восток, т. е. к морю и до такой степени часто усеяна большими и малыми озерами, что каждая значительная речка протекает чрез несколько озер. Некоторые озера тянутся на 60 —80 километров и соединяются протоками и речками с другими систе мами озер. Например, Топозеро, западной стороной при ближаясь к финляндской границе и само имея площадь в 880 километров, выпускает из себя р. Попьгаму, ко торая, проходя чрез ряд мелких озер, впадает в Белое море. Другая такая же важная система приток Выга Онда, которая протекает огромпое пространство от Фин ляндской границы до р. Выга, проходя чрез ряд круп ных и мелких озер. Кроме того, система озер и рек Беломорского бас сейна так близко подходит к системе Онежского озера что соединение их в один Балтийско-Беломорский путь не представляет особенных затруднений. Речка Телей- кина, впадающая в Выгозеро, озерами Телейкиным и Матко близко подходит к озерам Водло, Узкое, Воло и реке Повенчанке, составляющим водный путь к Онеж скому озеру. ІІа всем пути от Сороки до Повепца только 40 верст порогов и перевала требуют оборудо вания. Другой еще более удобный вариант соединения бассейнов Балтийского и Белого моря следующий: р. Кумса, приток Онежского озера, приток Остер, озеро Остер и небольшой перевальный канал в Сегозеро, далее р. Сегежа и Выг-озеро. Смета на осуществление последнего варианта была составлена в довоенное время на 472 тыс. рублей, но война помешала осуществить этот проект. Как бы то ни было, богатство сплавных систем Карелии и расположение водных путей таково, что были бы только прпшлые или, что гораздо лучше, местные рабочие руки, и вся Карелрія может в самом широком размере сбывать свои лесные богатства, кото рые теперь стоят без пользы; не будет уголка Карелии, который остался бы в стороне за недоступностью его лесов для эксплоатации. Однако, для того, чтобы исполь зовать с возможной широтою водные пути Карелии необходим ряд значительных работ по соединению же лезной дороги с пристанями и оборудованию самых при станей. В этом отношении почин должен быть сделан в Петрозаводске, где пет ветки к пристани па Онеж ском озере, общественная пристань здесь находится в сравнительно удовлетворительном состоянии. На ст. Медвежья Гора, где можно ждать самого оживленного товарообмена и перевала товаров с водного пути па железно-дорожный и обратно, ветка к пристани есть, но сама пристань требует основательного ремонта. Необходимо спешная достройка ветки от ст. Масель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz