Вестник Мурмана. 1923, № 29 (21 июля).

20 В Е С Т Н И К № 29 . следует отметить тем более, что в почвенном и клима­ тическом отношении, места но течению р. Кеми пред­ ставляют в высшей степени благоприятные условия для широкого развития скотоводства и в значительной части и хлебопашества. Из притоков Кеми следует отметить Ухту, Сапо, ІИомби, Охту. Из них только Ухта и Сапо бесно- рожнисты и то только в своем нижнем течении, осталь­ ные, хотя имеют по берегам поселки, но служат доро­ гами редко. Другая мощная система реки Выга резделена Выго- зером на верхний и нижний Выг. И сам Выг и его многочисленные иритоки: Летняя, Тунгуда* Идель, Онигма, Онда пороисты. Между Надвоищсим водопадом и устьем Выга около с. Сорока, на протяжении 80 кило­ метров Выг имеет до 20 больших и малых водопадов и у,падунов*. Более северные реки: Ііереть, Кандалакша, ІІоньгама, Шуя могут служить только для сплава, но ни в каком случае не для судоходства. Лучшие дорогп в Карелии по озерам, по этому-то по берегам озер, п ламбин в северной Карелии распо­ ложились 8/ 0 всех поселков и около 3/ 4 всего населения. По берегам Топозеро 12 поселков, Ладвозеро —6 по­ селков, Подвозеро тоже 6, Муезеро — 5, Шуезеро— 5, и т. д. В южной Карелии также значительная часть поселков расположилась около озер. Многие озера соединены друг с другом канавами. Канав в Карелии не один десяток; онп устраивались для соединения озера с озером или с рекой пли для выравнения изви­ листого русла реки, Особенно длинных канав пет, самая большая в Маслоозерской волости соединяет озеро Лемево с Небозером— длина ее около 3 километров, ширина этой канавы 1— 2 метра, глубина Ѵ2— 1 метра, но в общем ширина карельских каналов меньше—она равна ширине лодки, а глубина 1/ 4 метра. Некоторые канавы имеют па стенках деревянные шпалеры, чтобы не обсыпались берега и пе засорилось дно. Строились канавы населением сообща. Но крайняя порожистость речек мешает и этим сооружениям, если бы они имели и более планомерный и не столь примитивный характер, стать проводниками товаров в большие цептры и тем более к самому морю, эти пути больше для внутреннего сообщения между ближайшими селениями. Только около селений финлянд­ ской границы они действительно получают настоящее торговое значение, так как здесь важно устроить более или менее удобное передвижение не на большом рас ­ стоянии, а на какие -либо 5— 10 километров, чтобы в темную осеннюю или зимнюю ночку благополучно пройти границу с ее пограничной стражей. Такое состояние водных путей сообщения заставляет обратить особое внимание на состояние и наличие сухо­ путных путей и на устройство комбинированных сухо­ путно-водных дорог, как это обычно видим в Карелии. Если нельзя сделать сплошного водного пути, то можно облегчить перетаскивание лодок на волоках на тех ме­ стах, где плесо тянется иа десяток километров, а по­ роги на 1 0 0— 200 метров, или устроить легкую грунто­ вую дорогу для объезда порогов там, где они тянутся на десятки верст и волей не волей, а приходится де­ лать перегрузку товара. А то ведь в настоящее время в таких случаях в большинстве случаев приходится то­ вар нести на своих собственных плечах по таким іро- пипкам, где и с пустыми руками пе знаешь, как пройти, чтобы пе завязнуть по пояс в болоте или не сорваться, перелезая чрез бурелом со скалы. До последнего времени не было сделано самых примитивных приспособлений для облегчения процесса перетаекиванья кирбасов мимо порогов, только разве кое-где набросаны поперек волока кругляшки. Но если водная система ' рек и внутренних озер Карелии не может быть широко использована, как путь для товаров, требующих удобной перевозки в лодках и пароходах, то как путь сбыта главного богатства края леса она имеет и будет иметь огромное значение. Взгляните па каргу Карелии—эта страна вся изрезана реками и речками, тянущимися в большинстве в напра­ влении с запада па восток, т. е. к морю и до такой степени часто усеяна большими и малыми озерами, что каждая значительная речка протекает чрез несколько озер. Некоторые озера тянутся на 60 —80 километров и соединяются протоками и речками с другими систе­ мами озер. Например, Топозеро, западной стороной при­ ближаясь к финляндской границе и само имея площадь в 880 километров, выпускает из себя р. Попьгаму, ко­ торая, проходя чрез ряд мелких озер, впадает в Белое море. Другая такая же важная система приток Выга Онда, которая протекает огромпое пространство от Фин­ ляндской границы до р. Выга, проходя чрез ряд круп­ ных и мелких озер. Кроме того, система озер и рек Беломорского бас­ сейна так близко подходит к системе Онежского озера что соединение их в один Балтийско-Беломорский путь не представляет особенных затруднений. Речка Телей- кина, впадающая в Выгозеро, озерами Телейкиным и Матко близко подходит к озерам Водло, Узкое, Воло и реке Повенчанке, составляющим водный путь к Онеж­ скому озеру. ІІа всем пути от Сороки до Повепца только 40 верст порогов и перевала требуют оборудо­ вания. Другой еще более удобный вариант соединения бассейнов Балтийского и Белого моря следующий: р. Кумса, приток Онежского озера, приток Остер, озеро Остер и небольшой перевальный канал в Сегозеро, далее р. Сегежа и Выг-озеро. Смета на осуществление последнего варианта была составлена в довоенное время на 472 тыс. рублей, но война помешала осуществить этот проект. Как бы то ни было, богатство сплавных систем Карелии и расположение водных путей таково, что были бы только прпшлые или, что гораздо лучше, местные рабочие руки, и вся Карелрія может в самом широком размере сбывать свои лесные богатства, кото­ рые теперь стоят без пользы; не будет уголка Карелии, который остался бы в стороне за недоступностью его лесов для эксплоатации. Однако, для того, чтобы исполь­ зовать с возможной широтою водные пути Карелии необходим ряд значительных работ по соединению же­ лезной дороги с пристанями и оборудованию самых при­ станей. В этом отношении почин должен быть сделан в Петрозаводске, где пет ветки к пристани па Онеж­ ском озере, общественная пристань здесь находится в сравнительно удовлетворительном состоянии. На ст. Медвежья Гора, где можно ждать самого оживленного товарообмена и перевала товаров с водного пути па железно-дорожный и обратно, ветка к пристани есть, но сама пристань требует основательного ремонта. Необходимо спешная достройка ветки от ст. Масель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz