Вестник Мурмана. 1923, № 29 (21 июля).

№ 29. М У Р М А Н А. 19 Водные пути сообщения Каредии. Развитию производительных сил Карелии до сих пор мешало, полное отсутствие в пей удобных путей сообщения. Единственными путями сообщения большей части, Карелии, ее северной половины были до проведе­ ния Мурмапской жел. дор. водные; только в южной Карелии, приблизительно "кончая Повенцом, были и грун­ товые тракты и поэтому эта часть Карелии в общем несравненно больше оживлена в экономическом отноше­ нии и сравнительно плотно колонизована за исключе­ нием, впрочем, северо-западного и северо-восточного берегов Онежского озера. На водных путях Карелии природа поставила во многих местах своп почти неодолимые затруднения, уда­ лить которые или по крайней мере несколько сгладить трудно, а порою и невозможно. Мы не говорим уже о том, что все пристани на Белом море и Онежском озере, замерзают к концу декабря, а местами и в на­ чале этого месяца, освобождаются от льдов только в конце апреля. Мы разумеем другие препятствия: прежде всего, из всех беломорских пристаней в пределах Ка ­ рельского берега и северной части Поморского, только пристань на Поповом Острове, в нескольких верстах от Кеми, в Чупской губе, где кстати сказать до по­ стройки дороги не было никакого населения, и на самом севере Карелии,* в Ковде и Кандалакше допускают разгрузку судов у самого берега, в остальных прибре­ жных ее линиях они должны останавливаться и пере­ гружаться на мелкие суда в 7, а то и девяти клм. от берега. Даже такое крупное торговое селение, как Сорока, после попыток углубления фарватера порта, оставшихся незаконченными, до сих пор вынуждено пользоваться ветхою деревянною пристанью, к которой могут подойти только мелкосидящие небольшие суда, а морские суда погружаются и разгружаются за 7 и 9 клм. от берега. Онежское озеро также не представляет больших удобств для судоходства, хорошие пристани и здесь редки. Все же здесь издавна существовали пароходные рейсы из Вознесенья на Петрозаводск, на Пудож, По­ венец и Вытегру. Однако, уже одно то, что, еще не­ давно между Возпесеньем и Петрозаводском не было ии одной пристани, точно также как и между Петро­ заводском и Повенцем, показывает, как слабо пользова­ лись в этом крае озерным судоходством. Торговая жизнь шла южнее озера по каналам, а само Онежское озеро было водной пустыней. Несмотря на множество больших рек, прорезываю­ щих и северную и южную Карелию, речного судо­ ходства, в северной и южной Карелии до- сих нор не существовало. Мы не берем в расчет, говоря это, не­ правильно курсировавших для пужд государственных на некоторых участках системы Кеми паровых ботов. Масса сплавных рек южной Карелии оставались не только неиспользованными, но и не исследованными, хотя бы самым поверхностным образом, несколько бо­ лее исследовано только течение р. Суны, которая ока­ залась выше Поросозера пригодною для судоходства на протяжении 130 километров. Но это редкий случай в Карелии. Самая мощная система в Карелин--это р. Кемь; она прорезывает северную Карелию почти по самой средине. Кемь, берет начало в Финляндии в озере Назманго, протекает чрез ряд больших озер, в том числе чрез Верхнее, Среднее и Нижнее, Куйто, Каменное, Юшко- зеро и Панозеро. Первоначально она течет на юг, за ­ тем направляется на восток и впадает в море двумя рукавами около г. Кеми. Кемь несудоходна даже в своем нижнем течении, где ширина ее достигает 200 сажен. Судоходство на самых мелких судах становится воз­ можным лишь 8 километрами, выше города, но у с. ІІодумежья в 18 километрах от города оно прерывается водопадом Ужма и далее еще много раз прерывается плесами с порогами. Чтобы дать представление о поро­ жистости карельских рек, опишем контур р. Кеми от оз. ІІанозеро: порог Ламбилино, длина его два кило­ метра, высота падения воды 8 метров, плес В кило­ метра, далее начинается Белый порог—длина пять ки­ лометров, высота падения 20 метров, плес три кило­ метра, порог Шомби— длина порога 7 1 / 2 километров, высота падения 20 метров, плес три километра; ІІечкип Порог— длина */4 километра, высота падения 2 метра плес два километра. Далее идет одпн за другим ряд мелких порогов. Гешшдрать порог— один километр, вы­ сота падения два метра, Юма порог длина 100 метров, высота падения 8 метров, Охлябино длина 6 метров, высота падения 1 метр, Ленивый порог 250 метров длина, высота падения 2 метра, Сосновый порог— 2 кило­ метра, высота падении 4 метра, за ним плесо длиною в один километр, Погонжи— порог длина один кило­ метр, высота падения два метра, за ним плесо 11 кило­ метров, Кривой Порог--три километра длиной, высота падения 12 метров, Пепельный порог 2 километра дли­ ною, высота падения 4 метра, плес за ним 4 кило­ метра. Далее порог Овня 250 метров длины, падение 2 метра, за ним плесо на целых 27 километров; Вотчишь порог-—500 метров длиною,— 8 метров высота падения, плесо 1 километр. Ужма 500 метров, 12 метров вы­ сота падения, плесо за ним 1 километр, Каремка 150 метров, высота падения 3/ 4 метра, плесо 10 километров, Иутка Порог длина 7 километров, высота падения 14 метров, плесо 10 километров —Белое море. Это несколько длинное описание контур нижнего течения Кеми показывает, что говорить о том, чтобы сделать эту систему, прорезывающую Карелию на про­ странстве 420 километров, сплошь судоходную, не при­ ходится, а между тем, если бы Кемь не была такой порожистой и не была, кроме того, усеяна подводными и надводными камнями, колодинами, буреломом— она могла бы быть отличной дорогой для ‘/в поселков всей Карелии и 1І4 всего ее населения. Только по берегам озера Верхнее Куйто расположено 17 поселков, в том числе крупные седа Войница и Вокноволок. Между верхним и средним Куйто большая деревня Ювалакша и по берегам среднего Куйто 9 поселков, в том числе большое село Ухта, по берегам Нижнего Куйто Лусалма и Нурмилакша, по берегам Чирко—Кемь Юшкозеро и по берегам Нижней Кеми Сопосхима, Панозеро и ІІо- дужемье. И всетаки уже из этого последнего расположения поселков всего 6, на нижнем и среднем течении Кемп на протяжении почти 200 километров— видно, как много отсутствие пути мешало заселению края. И это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz