Вестник Мурмана. 1923, № 29 (21 июля).
18 В Е С Т Н И К № 29 „санитарным мероприятиям", Наркомздрав, однако, су мел сохранить и даже расширить все санитарные учреждения, пе желая ставить эту столь важпую область медицины в зависимость от капризных случайностей и усмотрения местных органов. Но и эти испытания с честью перенесли органы здравоохранения и в настоя щее время миновали те опасения и невзгоды, которые многих пугали. Народный Комиссариат Здравоохране ния широко развернул работу и подошел вплотную к разрешению тех вопросов, которые до Октябрьской Ре волюции совершенно не были затронуты. Борьба с со циальными болезнями, охрана материнства и младенче ства,, сапитарпое просвещение масс, школьно^анитар- ное дело— вот те многогранные сторопы работы по охране здоровья населения, которые были призваны к жизни при Советской власти. Естественно, что все достижения советской меди цины нашли свое отражение и в принципах и осно вах транспортной медицины, которая является только одним из звеньев общей цепи— советской единой меди цины. Чтобы проследить, вкратце, как отразилась в частности созидательная работа Наркомздрава на по строении дела здравоохранения на Мурманской ж. д., приходится упомянуть несколько слов о постройке и первых годах жизни самой дороги. Последняя насчи тывает всего около пяти лет своего существования, так как переход ее от постройки к эксплоатации произошел только в 1918 году. Постройка дороги шла отдельными участками и по мере окончания достройки отдельных ее отрезков увеличивалось ее эксплоатационное протя жение. За пять лет дорога пережила оккупацию и целый ряд колебаний, как в своих размерах, так и в самой административной структуре. Эта неустойчивость невольно мешала правильной и спокойной организационной работе в области здравоохрапения. Для Здравотдела Мурманской ж. д. 5 лет суще ствования советской медицины совпали с первыми пятью годами жизни и работы самого Здравотдела дороги вообще. Следовательно, Здравотдел Мурманской ж. д. лишен возможности говорить о своих достижениях за период существования Советской власти путем сравне ния с периодом, который предшествовал ее появлению, как это имеет место на дорогах, насчитывающих десятки лет своего существования. Тем самым другие Здрав отделы могут рельефнее отметить ту грань, которая от деляет два периода их существования и работы—до Революции и после. Пять лет жизни Здравотдела Мурманской ж. д. являются для пего годами организационного строитель ства и поскольку Здравотдел начал свое существование и делал свои первые шаги одновременно с появлением советской медицины, постольку, естественно, все этапы, пройденные в своем развитии советской медициной, пашли свое отражение в развитии и работе Здравотдела. Железнодорожная медицина прежнего до-революцион- пого периода преследовала узко-лечебные цели, заботи лась больше о лечении заболевших и уделяла мало внимания профилактической работе, доказательством чего служит то, что в до~реЕолюционное время санитарная организация на дорогах была весьма слаба и часто ограничивалась одним санитарным врачем на всю дорогу. А некоторые дороги, особенно частные, вообще, считали санитарную организацию совершенно излишней рос кошью и обходились без таковой, так как ими руко водил принцип— возможно меньше тратить средств на охрану здоровья рабочих. С 1918 года рост санитарной организации идет быстрыми тагами и можно по справедливости сказать, что широко поставленная санитарная работа на транс порте— есть именно достояние и заслуга органов совет ской медицины. Б настоящее время мы имеем широко раскинутую мощную санитарную организацию па транспорте. На Мурманской ж. д., как и везде на транспорте, за последние годы заложепы основы и углубляется ра бота по борьбе с социальными болезнями, которым при царском режиме не уделялось абсолютно никакого вни мания (диспансеры, санаторно-курортное лечение). В прежнее время все лучшие климатические станции страны п лечебные источники были к услугам не мно гих привилегированных классов. Там сейчас отдыхают и восстанавливают свон силы пролетарии. Широко развивалось дело протезирования и специа лизация врачебной помощи (амбулатории по всем спе циальностям, консультации). Впервые при советской медицине Здравотделы дорог занялись вопросами „охраны материнства и младенче- ства“ , вводя в работу не прежний гнилой принцип „б л а го т вори т ел ьно с ти а более здравое начало, считая, что забота о матери и детях есть задача обще-госу- дарственная. На дорогах возникают детские дома, ясли, сады, консультации и тому подобные учреждения. Советская медицина на транспорте широко поставила работу по санитарному просвещению масс, дабы послед ние осознали все те мероприятия, которые проводятся органами санитарного надзора. Приступлено было и ведется широко работа по обследованию и улучшению школьно-санитарного дела. Много внимания органы Наркомздрава уделяют и жилищной санитарии, дабы создать для рабочего ту культурную и здоровую обстановку, в которой последний мог бы сохранить свое здоровье и развивать свои ду ховные способности, ибо „только в здоровом теле— здо ровый духй. Для Наркомздрава пять лет его существования— можно по справедливости считать--годами достижений и борьбы. И в этой борьбе не мало погибло славных героев, которые твердо и храбро стояли на своем тя желом посту. В день праздника мы все, имеющие воз можность приветствовать Народный Комиссариат Здраво охрапения и его славного руководителя тов. Н. А.. Семашко с вступлением в шестой год существования,-— не должны забывать и с благоговением склонить свои головы перед теми, кто шел нога в ногу с нами, но пали в борьбе. Врач Поляков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz