Вестник Мурмана. 1923, № 29 (21 июля).

18 В Е С Т Н И К № 29 „санитарным мероприятиям", Наркомздрав, однако, су­ мел сохранить и даже расширить все санитарные учреждения, пе желая ставить эту столь важпую область медицины в зависимость от капризных случайностей и усмотрения местных органов. Но и эти испытания с честью перенесли органы здравоохранения и в настоя­ щее время миновали те опасения и невзгоды, которые многих пугали. Народный Комиссариат Здравоохране­ ния широко развернул работу и подошел вплотную к разрешению тех вопросов, которые до Октябрьской Ре ­ волюции совершенно не были затронуты. Борьба с со­ циальными болезнями, охрана материнства и младенче­ ства,, сапитарпое просвещение масс, школьно^анитар- ное дело— вот те многогранные сторопы работы по охране здоровья населения, которые были призваны к жизни при Советской власти. Естественно, что все достижения советской меди­ цины нашли свое отражение и в принципах и осно­ вах транспортной медицины, которая является только одним из звеньев общей цепи— советской единой меди­ цины. Чтобы проследить, вкратце, как отразилась в частности созидательная работа Наркомздрава на по­ строении дела здравоохранения на Мурманской ж. д., приходится упомянуть несколько слов о постройке и первых годах жизни самой дороги. Последняя насчи­ тывает всего около пяти лет своего существования, так как переход ее от постройки к эксплоатации произошел только в 1918 году. Постройка дороги шла отдельными участками и по мере окончания достройки отдельных ее отрезков увеличивалось ее эксплоатационное протя­ жение. За пять лет дорога пережила оккупацию и целый ряд колебаний, как в своих размерах, так и в самой административной структуре. Эта неустойчивость невольно мешала правильной и спокойной организационной работе в области здравоохрапения. Для Здравотдела Мурманской ж. д. 5 лет суще­ ствования советской медицины совпали с первыми пятью годами жизни и работы самого Здравотдела дороги вообще. Следовательно, Здравотдел Мурманской ж. д. лишен возможности говорить о своих достижениях за период существования Советской власти путем сравне­ ния с периодом, который предшествовал ее появлению, как это имеет место на дорогах, насчитывающих десятки лет своего существования. Тем самым другие Здрав­ отделы могут рельефнее отметить ту грань, которая от­ деляет два периода их существования и работы—до Революции и после. Пять лет жизни Здравотдела Мурманской ж. д. являются для пего годами организационного строитель­ ства и поскольку Здравотдел начал свое существование и делал свои первые шаги одновременно с появлением советской медицины, постольку, естественно, все этапы, пройденные в своем развитии советской медициной, пашли свое отражение в развитии и работе Здравотдела. Железнодорожная медицина прежнего до-революцион- пого периода преследовала узко-лечебные цели, заботи­ лась больше о лечении заболевших и уделяла мало внимания профилактической работе, доказательством чего служит то, что в до~реЕолюционное время санитарная организация на дорогах была весьма слаба и часто ограничивалась одним санитарным врачем на всю дорогу. А некоторые дороги, особенно частные, вообще, считали санитарную организацию совершенно излишней рос­ кошью и обходились без таковой, так как ими руко­ водил принцип— возможно меньше тратить средств на охрану здоровья рабочих. С 1918 года рост санитарной организации идет быстрыми тагами и можно по справедливости сказать, что широко поставленная санитарная работа на транс­ порте— есть именно достояние и заслуга органов совет­ ской медицины. Б настоящее время мы имеем широко раскинутую мощную санитарную организацию па транспорте. На Мурманской ж. д., как и везде на транспорте, за последние годы заложепы основы и углубляется ра­ бота по борьбе с социальными болезнями, которым при царском режиме не уделялось абсолютно никакого вни­ мания (диспансеры, санаторно-курортное лечение). В прежнее время все лучшие климатические станции страны п лечебные источники были к услугам не мно­ гих привилегированных классов. Там сейчас отдыхают и восстанавливают свон силы пролетарии. Широко развивалось дело протезирования и специа­ лизация врачебной помощи (амбулатории по всем спе­ циальностям, консультации). Впервые при советской медицине Здравотделы дорог занялись вопросами „охраны материнства и младенче- ства“ , вводя в работу не прежний гнилой принцип „б л а го т вори т ел ьно с ти а более здравое начало, считая, что забота о матери и детях есть задача обще-госу- дарственная. На дорогах возникают детские дома, ясли, сады, консультации и тому подобные учреждения. Советская медицина на транспорте широко поставила работу по санитарному просвещению масс, дабы послед­ ние осознали все те мероприятия, которые проводятся органами санитарного надзора. Приступлено было и ведется широко работа по обследованию и улучшению школьно-санитарного дела. Много внимания органы Наркомздрава уделяют и жилищной санитарии, дабы создать для рабочего ту культурную и здоровую обстановку, в которой последний мог бы сохранить свое здоровье и развивать свои ду­ ховные способности, ибо „только в здоровом теле— здо­ ровый духй. Для Наркомздрава пять лет его существования— можно по справедливости считать--годами достижений и борьбы. И в этой борьбе не мало погибло славных героев, которые твердо и храбро стояли на своем тя­ желом посту. В день праздника мы все, имеющие воз­ можность приветствовать Народный Комиссариат Здраво­ охрапения и его славного руководителя тов. Н. А.. Семашко с вступлением в шестой год существования,-— не должны забывать и с благоговением склонить свои головы перед теми, кто шел нога в ногу с нами, но пали в борьбе. Врач Поляков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz