Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).

№ 28. М У P' М А Н А. 7 их инструктировании, в выдаче им премий за раскор­ чевку и мелиорацию, в бесплатном предоставлении им леса для построек и в выдаче ссуд на хозяйственное устройство. На очереди также обследование района рыболовства Выгозерско-Повенецкого массива, имеющее задачей вы­ яснить число озер, их площадь, рыбные запасы озер и рек, технику рыболовства, экономику рыболовного про­ мысла и правовые условия промысла. По заслушании плана работ Председатель Комиссии внес свое замечапие, в котором между, прочим, выразил опасение, что желающих переселиться в Карельско- Мурманский край найдется лишь небольшое количество, а потому предложил принять меры к широкому опове­ щению населения Северо-Западной Области об условиях переселения и жизни в Карельско-Мурманском крае. На это Председателем Правления Мурманской жел. дор., А. М. Арнольдовым, было сообщено, что контингент переселенцев уже имеется в виду подбирать преиму­ щественно из пределов Северо-Западпой Области. Но в первую очередь предполагается произвести земельное устройство уже заявивших о своем желании водвориться на постоянное оседлое жительство в районе дороги железнодорожников. Дорога крайне заинтересована в этом, в смысле создания состава постоянных и опытных линейных работников. Практика жизни на других же­ лезных дорогах сети показала, что таким образом создается ценный для дороги и сроднившийся с пей кадр служащих. Обычно наблюдается, что в этом случае каждая семья дает дороге служащих из поколения в поколение. Что же касается ссудной помощи переселен­ цам, то Правление дороги придает этому вопросу очень большое значение и считает выдачу ссуд одним из основных элементов своей колонизационной деятель­ ности. Относительно же опасения в недостатке желающих переселиться в пределах Карельско-Мурманского края, надо полагать по числу уже имеющихся на этот предмет заявлений, что следует скорей опасаться обратного. Число желающих может быть столь велико, что скорее надо опасаться, чтобы не встретились затруднения при скудости денежных средств в удовлетворении всех ходатайств. Практика переселения в Сибирь показала, что если переселение началось, то оно идет стихийно. Водворившаяся и благополучно устроившаяся семья выписывает своих родственников, приезжающие вновь и устроившиеся выписывают новые семьи и т. д. В общем каждая переселившаяся семья тянет за собой еще пять семей и, согласно сказанному, число переселенцев растет в геометрической прогрессии. Вот почему Пра­ вление дороги на первое время боится рекламировать переселение в Карельско-Мурманский край. План работ утверждается Комиссией. Затем Начальником Колонизационного Отдела со­ общается Комиссии сб установлении контакта в работе всех учреждений, работающих на севере и заинтересо­ ванных в его экономическом оживлении. Так, в настоящее время установлена деловая связь с Олонецкой Научной Экспедицией, занятой научным изучением озер Олонецкой губ и, в частности, Выг-озера. Результаты работ этой экспедиции, направленных между прочим, на выяснение озерных рыбных и рудных богатств имеют для Мурманской дороги чрезвычайно большое значение. Кроме того, установлен контакт с Гидрологическим Институтом и Военііо - Топографическими партиями, причем работа последних по инструментальной съемке некоторых участков значительно облегчит геодезические работы Колонизационііого Отдела и позволит допустить некоторую экономию в расходах. Установление контакта в работе всех учреждений, работающих па Севере и заинтересованных в его эко­ номическом оживлении, Комиссия постановила признать насущно необходимым и обязательным. Затем, заслушав смету первоочередных работ на нредоставлепной дороге земельной территории — в 14 .564 руб. золотом и сообщение Председателя Пра­ вления Мурманской жел. дор. А. М. Арнольдова, что, так как все доходы по эксплоатацші предоставленной Мурманской жел. дор. территории начнут поступать лишь по заключению бюджетного года, после 1 октября сего года, то па производство колонизационных работ в текущий летний полевой период Правление дороги отпускает в качестве оборотных средств на срок до 1 октября 25 .000 руб. золотом в виде беспроцентной ссуды,— Комиссия поставила смету и производственное позаимствование на колонизационные работы оборотных средств в виде беспроцентной ссуды утвердить. В заключение Председателем Правлеппя Мурманской жел. дороги А. М. Арнольдовым было сообщено: 1) Чтѳ в районе озера Имандра имеются высокоцен­ ные сорта леса, пригодного для употребления па по­ стройку летательных аппаратов. Поэтому представляется чрезвычайно важным возможно скорее начать разработку этого леса, дабы избежать закупки этого материала заграницей. Имели место случаи, когда этот лес за ­ купался американцами и потом продавался России в Петроградском порту, как американский. 2) В целях ознакомления широких кругов населе­ ния и лиц, могущих содействовать промышленному оживлению Карельско-Мурманского края как в пределах Республики, так и заграницей, представляется целесо­ образным организовать по линии железной дороги кино­ съемку мест, имеющих промышленное значение. 8) В целях лучшего ознакомления Севзапэкосо через Председателя Колонизационной Комиссии с Карельско- Мурманским краем представляется крайпе желательным поездка Председателя Колонизационной Комиссии на линию дороги вместе с Председателем ее Правления. Заслушав это сообщение, Комиссия постановила: 1) Просить Севзапэкосо обратить внимание ОДВФ па то, что авио-сорта леса имеются в районе Мурманской железной дороги и разработка их должна быть начата в этом же году. 2) Поручить Колонизационному Отделу немедленно сговориться с местными Исполкомами и Петроградским Губисполкомом по вопросу об организации кино-съемки. В) Просить Севзапэкосо разрешить тов. Пахомову поездку на линию железной дороги вместе с Предсе­ дателем Правления. 4) Разослать настоящий протокол всем ведомствам, имеющим представителей и Колонизационной Комиссии. — в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz