Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).
№ 28. М У Р М А Н А. 17 Художеетвенно-Литературный Отдед. п о э т . Рассказ Вл. Волынцева. I. Разные они были люди, — от того, может, и сходились и дружили. Прокофьев стихи писал. В свободное от заводской ра боты время сейчас же усаживался и писал. А когда писал, не столько думал, не столько чувствовал, душой переживал все то, о чем писал, сколько ухом прислушивался. Писал и мычал себе под нос то, что из-под пера выходило. И до того забывался, что и разговора вокруг себя не слышал. Слы шалось ему явственно одно— заводский шум, грохот, лязг, шипенье... Трансмиссии для него— пели, молотобойная— рокотала громом, в котельной— завывало и клокотало все адским ураганом... Сид,ел и звуки ловил, ловил и записы вал... Весь в звуках заводских жил: ими дышал, ими мыслил, ими чувствовал. Не таков был Мотков. Стоило ему с завода во двор выскочить, и он уже радостно улыбался, а коль за завод ские ворота выходил, совсем перерождался. Вдыхал воздух полной грудью и приговаривал: — Ух, как хорошо! Ей-Богу, хорошо! Дыши, значит, всеми жабрами, хапай кислород охапками в легкие, копоть да пыль заводскую сдувай им с души прокоптевшей... При этом тряс головой, и то в олном, то в другом ухе ковырял. — Вату надо-ть выколотить... Грохотом-то, как ватой, уши позатыкало. И все же, несмотря на это, в то время, как Прокофьев по утрам, сидя за стихами и гудка не слышал, Мотков при первых звуках гудка сразу с постели вскакивал, окатывал себя холодной водой и бодрый, живой и радостный спе шил на завод. Одним из первых приходил. Да, разные они были люди,— от того, может, и сходи лись и дружили. I I. Завод дымом в небо полыхает, солнце сажевой тучей застит, огнем и копотью тела людские денЬ за днем гложет. Чахнет тело, синие круги под глазами ложатся, щеки вва ливаются, о челюсти сухим пергаментом трутся, только скулы на лице торчат, да зеньки глаз поблескивают... Рабочий, что зверь затравленный, у станка хмурый стоит. Один Мотков и тут радостно, светло глядит. И злоба к нему рабочих: — Чего радуешься?.. Неволя мила?.. — Проваливай, проваливай! — отмахивается Мотков, про себя же думает: „Неча языком зря трепать,— все одно не поймет!" А у самого глаза поблескивают. Глядит на все, все глазами ловит, каждое движение станка, каждый взлет приводного ремня. Иногда про себя говорит, громко говорит, что песню поет, все одно за гулом и грохотом никто не услышит: — Живей, живей!.. Так, родимый, так!.. Дави, дави!.. Чорта с два задавишь!. Рано или поздно так всколыхнешь, что и себя забудем... душа-то человеческая— пружина... ржавая да слабая— в брак, туда ей и дорога... за-то дру гие— выпрямятся— не сдобровать чьим-то лбам... Живей, живей!.. Из живых людей вей канаты, для кого-то славная виселица выйдет!.. И верой глаза полны, верой несокрушимой, что рано или поздно выкинет завод туда, за ворота, в самый центр города, где дворцы, веселье, сытость и разврат, раскален ную, что сталь, душу рабочего. Исгорит в ней, испепелится все зло, и очистится мир от мрази, и засветит над заводом солнышко и заблестит оно, заиграет улыбчато на всех мед ных частях машин и в душах, и в сердцах, и в очах самих рабочих. . Думает так и радостно глядит на все — глаза по блескивают. Глянет же на товарищей, на их хмурые лица, сожмется, в грохоте, в шуме, со вздохом правду свою, надежду свою, как улитку в скорлупу, в слова запрячет: — Не поймут!.. Рано, не пора еще... Неча-то и языком ними зря трепать I I I И вот на тебе... Аленушку полюбили, одну Аленушку двое полюбили. На завод только полгода тому назад поступила. Но венькая. Из деревни приехала. Жить в деревне стало го лодно, а семья большая... Хоша хлеб не родится, за-то семья плодится... У бедноты всегда так. Да и хлебу-то родится негде, чтоб семью всю прокормить. Земли-то, коли при хорошем ветре плюнуть, плевком до края полосы достанешь,— вот всей земли-то сколько. Тут те и поле, тут те и огород, тут и овощь, тут и хлебушко, тут те и все богачество крестьянское. ГІо разному и полюбили, потому, что разные были. Прокофьев за то, что свежестью деревенской, черно земной пахнуло и то не в самом лице, не в самой фигуре, а в речи... В речи свежесть эту почуял, голос поманил сердце поэта. Мотков взглядом окинул Алену, что руками обнял, ве село в глаза ей глянул и в первую же встречу на завод ском дворе окликнул девушку: — И откуда-ж ты такая?.. ■— Из Липовки мы, из села Липовки...— улыбаясь ему, как своему старому знакомому, просто кинула Алена. — Ах ты, липовый лапоток!— отозвался шуткой Гри горий, проходя на завод. Сам же подумал: „Идут, идут... много народу идет из разных Липовок... всех зовод завет, скликает, силу ростит... Рости, рости, голубчик мой!..“ Прокофьев же бочком к Аленушке присоседился, раз говор завел. Узнал, что одна она в городе,— только тетка у нее тут есть, да и та где-то у чорта на куличках в судомойках служит... узнал и к себе позвал: — Заходи, Алена, к нам.,. Я с матушкой живу. При дешь— спроси Николая... Николая Прокофьева.,. Посидишь у нас праздник— не так тебе скучно будет. У самого же в мыслях: „Больно словечки у ней ядреные... Поговорю— запишу... Такое стихотворение о деревне выйдет, самое настоя щее"... С этого вот и началось. Одну Аленушку полюбили, одну— двое... каждый за свое, каждый по своему. IV . Идут Алена и Григорий по улице. Народ празднично наряженный разгуливает. Григорий то об одном, о другом словцом обмолвится, замечание свое скажет. Дворец, церковь ли какая, исту кан ли на камне насажен на показ народу,— обо всем рас сказывает Алене, все ей доподлинно объясняет, ничего мимо не пропустит. И весело с ним девушке. Нет-нет, да и вырвется у нее: — Вот богачество, так богачество!... А у нас-то в Липовке— ни те кола, ни те двора, ни те хаты порядочной нет... Живем, что былинки при дорожке. — Вот ты и смекай, Аленушка, справедливо ли это?.. f h ' d s d s s e / r
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz