Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).
М У Р М А Н А . 15 Несмотря па сильную каменистость почвы, удобные места для колонизации в пределах района у линии железной дороги и на берегу залива есть. По линии железной до роги старожилы указывают такие места в 5 килом, к северу от станции и от 4 до 9 килом, к югу. Несмотря на трудность расчистки, у некоторых служащих железной дороги есть огороды, где вызревают без особых хлопот почти все овощи. Ст. Ковда, в 37 клм. от Полярного круга и б 1100 килом, от Петрограда, расположена недалеко от большого, усеянного массою островов, Ковдозера. Кругом леса, грунт болотисто-каменистый. Дороги к располо женному в 14 клм. от станции большому торгово- промышленному селу Ковда пет; сообщение происходит но порожистой реке, или пешком, по трудно проходимой тропинке. На р. Коьда находятся водопады, двигатель ная сила которых определяется в 60 тысяч лош. сил. 1] окрестностях с. Ковды находятся три больших лесо пильных завода, около которых образовались свои за водские поселки. В с. Ковда 11G дв. и 575 чел. нас., на заводе бывш. Бергена 15 дв.— 223 чел., Стюарта— 13 дв.— 174 чел. и Гангус— 4 дв.— 40 чел. Заводы эксплоатируются Северолесом; на них прекрасное обо- рудование. Первый, в 4 1/,, клм. от села, имеет 4 рамы, другой завод, па острове, Овечьем тоже 4 рамы и третий, самый большой —на острове Телячьем, он имеет 6 рам. Лес сплавляется по системе р. Ковды, частью загото вляется па Терском берегу. Через Ковдозеро к Ковдс тяготеет значительное число карельских селений, на селение которых живет заработками па лесных промы слах. Население Ковды живет рыболовством в Канда лакшском заливе и работой па лесопильных заводах и железной дороге. Из кустарных промыслов развито производство сельдяных бочек, которых изготовляется от 10 до 15 тысяч штук. Разъезд Княжая, в 19 килом, от Ковды, в 1119 клм. от Петрограда, местность болотистая и каменистая, в окрестности сосновые леса. В 4-х клм. от разъезда лесо- пильпый завод Северолеса; производительность завода в 8-ми часовую смену 120 бревен, около завода посе лок 12 дв.— 100 чел. В 8 клм. от станции старое рмбацкое село Кплжая губа (население 560 чел.) состоит из русских 75 дв. карел (47 дв.), и финн — 3 дв. В 1925 г. приехало еще нескольско семейств финляндцев из Америки. Население поселка почти исключительно живет рыболовством,— лов сельди и отчасти семги; под собными промыслами являются скотоводство, охота на зверей и дичь и изготовление бочек сельдянок. К лесо пильному заводу и пристани в с. Княжая губа прове дены железнодорожные ветки. Приехавшие из Америки финляндцы образовали рыбопромышленную артель, ко торая начинает ставить на. вполпе рациональных началах и самый лов рыбы и ее консервирование. Молото ждать, что Княжая губа станет крупным рыбопромышленным пунктом. Лесопильный завод, работавший еще в 1922 г.. в конце года бездействовал. В 8 клм. от Кияжеіі губы указывают удобное место для разбивки поселка. Ст. Жемчужная, в 18 килом, от Княжеі: и 1137 от Петрограда, расположена в гористой красивой местности, по берегу озера Жемчужного. Кругом дремучие леса, населенных пунктов в окрестностях нет. Около ст. имеется железнодорожный смолокуренный завод с производством: 800 клгр. смолы в месяц, 100 клгр. скипидару и 80 куз нечного угля. В 1921 г. дело па заводе велось умело, хотя и несколько примитивно. В 20 клм. севернее Жемчужной у разъезда Проливы железнодорожный путь пролегает через три залива, вдающихся вглубь материка. Чтобы пересечь заливы, пришлось устроить дамбу и большой мост. Вблизи разъезда поселок Федосеевка 23 дв. — 90 чел., населе ние безбедно живет рыболовством, существенным под спорьем к нему является скотоводство. В окрестностях разъезда есть немало сенокосных угодий и еще больше мест, которые могут быть обращены в сенокосные угодья. Х Р О Н И К А . Термолитовое строительство. За последнее время в строительных кругах с боль шим интересом обсуждаются вопросы широкого практи ческого применения термолптовых построек. Постройки из термолита возводятся очень быстро, красивы внешне, огнестойки, теплонепроницаемы и так как не требуют строительных материалов высокого к а чества, то обходятся процентов на 30 дешевле бревен чатых. Термолитовое строительство особенно может быть интересным для Мурманской жел. дор., жилищные усло вия которой требуют значительного улучшения, и потому в ближайшем JV: Вестника будет помещена статья, де тально трактующая этот вопрос. При в е д е н и е в д е й с т в ующ е е с о с т о я ние д р о в о р е з н о г о поезда . Хозяйственные интересы дороги побудили Правление заняться вопросом об эксплоатации имеющегося на до роге дроворезного поезда. Предполагалось воспользо ваться предложением, поступившим от Петроградского Технологического Института па изготовление в его ма стерских двух шпалорезных станков, для приспособления их к, дроворезному поезду, однако, определившаяся впо следствии высокая стоимость этих станков заставила отказаться от дачи заказа па таковые. Тем по менее дано поручение Хозотделу привести дроворезный поезд в действующее состояние в течение месячного срока, с назначением наведывающего поездом, по указанию которого Служба Тяги должна произвести необходимый ремонт для приведения поезда в рабочее состояние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz