Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).

М У Р М А Н А . 15 Несмотря па сильную каменистость почвы, удобные места для колонизации в пределах района у линии железной дороги и на берегу залива есть. По линии железной до­ роги старожилы указывают такие места в 5 килом, к северу от станции и от 4 до 9 килом, к югу. Несмотря на трудность расчистки, у некоторых служащих железной дороги есть огороды, где вызревают без особых хлопот почти все овощи. Ст. Ковда, в 37 клм. от Полярного круга и б 1100 килом, от Петрограда, расположена недалеко от большого, усеянного массою островов, Ковдозера. Кругом леса, грунт болотисто-каменистый. Дороги к располо­ женному в 14 клм. от станции большому торгово- промышленному селу Ковда пет; сообщение происходит но порожистой реке, или пешком, по трудно проходимой тропинке. На р. Коьда находятся водопады, двигатель­ ная сила которых определяется в 60 тысяч лош. сил. 1] окрестностях с. Ковды находятся три больших лесо­ пильных завода, около которых образовались свои за­ водские поселки. В с. Ковда 11G дв. и 575 чел. нас., на заводе бывш. Бергена 15 дв.— 223 чел., Стюарта— 13 дв.— 174 чел. и Гангус— 4 дв.— 40 чел. Заводы эксплоатируются Северолесом; на них прекрасное обо- рудование. Первый, в 4 1/,, клм. от села, имеет 4 рамы, другой завод, па острове, Овечьем тоже 4 рамы и третий, самый большой —на острове Телячьем, он имеет 6 рам. Лес сплавляется по системе р. Ковды, частью загото­ вляется па Терском берегу. Через Ковдозеро к Ковдс тяготеет значительное число карельских селений, на­ селение которых живет заработками па лесных промы­ слах. Население Ковды живет рыболовством в Канда­ лакшском заливе и работой па лесопильных заводах и железной дороге. Из кустарных промыслов развито производство сельдяных бочек, которых изготовляется от 10 до 15 тысяч штук. Разъезд Княжая, в 19 килом, от Ковды, в 1119 клм. от Петрограда, местность болотистая и каменистая, в окрестности сосновые леса. В 4-х клм. от разъезда лесо- пильпый завод Северолеса; производительность завода в 8-ми часовую смену 120 бревен, около завода посе­ лок 12 дв.— 100 чел. В 8 клм. от станции старое рмбацкое село Кплжая губа (население 560 чел.) состоит из русских 75 дв. карел (47 дв.), и финн — 3 дв. В 1925 г. приехало еще нескольско семейств финляндцев из Америки. Население поселка почти исключительно живет рыболовством,— лов сельди и отчасти семги; под­ собными промыслами являются скотоводство, охота на зверей и дичь и изготовление бочек сельдянок. К лесо­ пильному заводу и пристани в с. Княжая губа прове­ дены железнодорожные ветки. Приехавшие из Америки финляндцы образовали рыбопромышленную артель, ко­ торая начинает ставить на. вполпе рациональных началах и самый лов рыбы и ее консервирование. Молото ждать, что Княжая губа станет крупным рыбопромышленным пунктом. Лесопильный завод, работавший еще в 1922 г.. в конце года бездействовал. В 8 клм. от Кияжеіі губы указывают удобное место для разбивки поселка. Ст. Жемчужная, в 18 килом, от Княжеі: и 1137 от Петрограда, расположена в гористой красивой местности, по берегу озера Жемчужного. Кругом дремучие леса, населенных пунктов в окрестностях нет. Около ст. имеется железнодорожный смолокуренный завод с производством: 800 клгр. смолы в месяц, 100 клгр. скипидару и 80 куз­ нечного угля. В 1921 г. дело па заводе велось умело, хотя и несколько примитивно. В 20 клм. севернее Жемчужной у разъезда Проливы железнодорожный путь пролегает через три залива, вдающихся вглубь материка. Чтобы пересечь заливы, пришлось устроить дамбу и большой мост. Вблизи разъезда поселок Федосеевка 23 дв. — 90 чел., населе­ ние безбедно живет рыболовством, существенным под­ спорьем к нему является скотоводство. В окрестностях разъезда есть немало сенокосных угодий и еще больше мест, которые могут быть обращены в сенокосные угодья. Х Р О Н И К А . Термолитовое строительство. За последнее время в строительных кругах с боль­ шим интересом обсуждаются вопросы широкого практи­ ческого применения термолптовых построек. Постройки из термолита возводятся очень быстро, красивы внешне, огнестойки, теплонепроницаемы и так как не требуют строительных материалов высокого к а ­ чества, то обходятся процентов на 30 дешевле бревен­ чатых. Термолитовое строительство особенно может быть интересным для Мурманской жел. дор., жилищные усло­ вия которой требуют значительного улучшения, и потому в ближайшем JV: Вестника будет помещена статья, де­ тально трактующая этот вопрос. При в е д е н и е в д е й с т в ующ е е с о с т о я ­ ние д р о в о р е з н о г о поезда . Хозяйственные интересы дороги побудили Правление заняться вопросом об эксплоатации имеющегося на до­ роге дроворезного поезда. Предполагалось воспользо­ ваться предложением, поступившим от Петроградского Технологического Института па изготовление в его ма­ стерских двух шпалорезных станков, для приспособления их к, дроворезному поезду, однако, определившаяся впо­ следствии высокая стоимость этих станков заставила отказаться от дачи заказа па таковые. Тем по менее дано поручение Хозотделу привести дроворезный поезд в действующее состояние в течение месячного срока, с назначением наведывающего поездом, по указанию которого Служба Тяги должна произвести необходимый ремонт для приведения поезда в рабочее состояние.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz