Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).

Н° 28 M У Р М А Н А. 11 ного рода учреждениями и местными предприятиями, более или менее рационально разрабатывает клочек земли, изучает местное животноводство, луговодство и пр., пр., строго сообразуясь с жззнью природы и чело­ века в разные моменты времени и при разных клима­ тических условиях. При рассмотрении вопроса в такой плоскости глав­ ным препятствием по пути к созданию трудовой школы являются, разумеется, не отсутствие высокой квалифи­ кации учащих, не отсутствие инструментов, орудий и наглядных пособий, а отсутствие организаторских спо­ собностей, энергии, инициативы и присутствие тяжелой власти традиции учащих. Боязнь порвать с налаженным аппаратом школьной жизни, созданным всей экономи­ ческой и общественно-политической структурой прош­ лого, является наиболее могучим тормазом в деле рево­ люционного строительства школы. Эта боязнь, эта власть традиции не могут быть изжиты словами и агитацией, хотя последние и имеют свое значение. Для того, чтобы разорвать тяжелые оковы привычки и нерешительности, необходимо вместе с словом и дело, именно строго планомерная и организационная кампания. Основное правило в борьбе с противником это— нащупать его, самое чувствительное и слабое место и в зависимости от этого направить всю силу удара. Таким неукреплен­ ным фортом традиционной школьной педагогики яв­ ляется летняя школа. Старая школа, отражая собой идеологию господ­ ствующих аристократических кругов, „неделание“ поло­ жила во главу угла. Труд, как могучий фактор, коллек­ тивно связывающий в одно органическое целое, является на задворках школы. Доминирующую роль играли слу­ шание и созерцание, притом в свободное от трудовых сельско -хозяйственных занятии время. Являясь школой досуга, слушания и созерцания, старая школа, заку­ порив в стенах осеннюю п зимнюю жизнь детей, как наиболее свободное время, едва могла справиться с про­ буждающей весной и совершенно обходила без внима­ ния лето. Создалась веками сложившаяся привычка— абсолютный покой летом. В результате те книжные знания, которые получались за зимний период, с пре­ красным успехом забывались за лето. Но, чтобы научить подрастающее поколение не пас­ сивно созерцать природу, не поэтически восхищаться ее красотами, не просто участвовать в окружающей трудовой обстановке, а органически установить связь с природой и жизнью, путем глубокого анализа и широ­ ких наблюдений, путем сознательного, научным знанием освященного труда, —необходимо выйти из закупоренных стен зимней мертвой школы под открытое небо на лоно природы. Если воин, проводящий жизнь в лагере, моряк па палубе, крестьянин на поле - тысячу раз счастливее и здоровее так называемых цивилизованных людей, з а ­ купорившихся в одежду и жилище, то, очевидно, и школа должна видоизменить свой характер занятий, сделав его лагерным на открытом воздухе. Можно возразить: „Помилуйте, лето свободно". Да, но нельзя закрывать под семью замками двери для учащихся, наоборот, школа и летом должна быть го­ степриимным центром мысли и опыта. Школа с окончанием весенних занятий должна кол­ лективно разработать применительно к местным усло­ виям план школы летом. Содержанием должны быть прежде всего работы па огороде, на опытных грядках, в саду и т. д. Равномерное распределение сил и ра- циопальный способ пользования ими не будет служить тормазом и для домашних работ. Затем, периодически совершаемые группой не даль­ ние экскурсии в природу, на огород, в лес, на болото, па озеро, на реку, в учреждения, предприятия и т. п. Всякая экскурсия должна преследовать определенную цель и быть ограничена временем. Нет необходимости нагромождать учевика объяснениями и знакомить со всем, положим, производством или учреждением. Следует па первый раз ограничиться знакомством с отдельными частями. После экскурсий должны быть сделаны отчеты словесные и письменные, собирание, если есть возмож­ ность, разных коллекций и обработка сырых материалов. Лето же может служить лучшим временем собира­ ния и подготовки материала силою самих уч-ся для наступающих осенних и зимних занятий. Разобраны, приведены в порядок и пополнены пособия, библиотека, музей и т. п. Может одна группа в несколько человек взять на себя труд изучать в течение лета один вопрос, положим, полеводство, другая группа —рыболовство,— третья, живот­ новодство, четвертая— собирание коллекций минералов, бабочек, орудий труда, производить метеорологические наблюдения и т. д. Группы могут быть различные в зависимости от интереса самих уч-ся. Здесь должна быть предоставлена полная свобода. Содержание для самостоятельных занятий желательно брать из л е т ­ него периода, т. е. изучение лета с разных сторон. Чтобы учащиеся испытывали благотворное влияние школы и жили в ее атмосфере, необходимо периоди­ чески, хотя бы один раз в две недели устраивать общие или погрупповые собрания учащихся. На этих собра­ ниях уч-ся должны делать устные и (желательно) пись­ менные отчеты за данный период. Темы—-содержание работ уч-ся за указанный промежуток времени. Здесь же могут быть устроены и общие собеседования, чтение, рассказывание, пение и т. п. по затронутым темою вопросам, а равно происходить, где есть возможность и клубная работа. Все это даст богатый и разнообразный материал для творческих самодеятельных работ. Этим не будет нарушаться отдых уч-ся летом, наоборот, он примет весьма интересные, по существу, и ценные, по своим результатам, последствия в смысле развития из­ вестных навыков и знаний. Пусть учащий не боится, что от него требуется вы­ сокая квалификация. Достаточно иметь минимум орга­ низаторской способности, стремление выйти из состоя­ ния покоя, понять, что отдых для детей полагается не в абсолютном покое, а в разумных развлечениях. Во время лета никаких предметов, никакого учения, только развить с одной стороны внимательное и любовное наблюдение с другой, руководить остальными уч-ся, а равно наиболее интересующимися той или иной отраслью знаний, дать вообще ответ на пытливые вопросы, по­ чему, зачем, как? Объединить по временам для совмест­ ного изучения выдвигаемых вопросов в школе или под открытым небом. Вся эта работа при определенном количестве учащих и при сознательном отношении членов Совета из пал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz