Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).
Н° 28 M У Р М А Н А. 11 ного рода учреждениями и местными предприятиями, более или менее рационально разрабатывает клочек земли, изучает местное животноводство, луговодство и пр., пр., строго сообразуясь с жззнью природы и чело века в разные моменты времени и при разных клима тических условиях. При рассмотрении вопроса в такой плоскости глав ным препятствием по пути к созданию трудовой школы являются, разумеется, не отсутствие высокой квалифи кации учащих, не отсутствие инструментов, орудий и наглядных пособий, а отсутствие организаторских спо собностей, энергии, инициативы и присутствие тяжелой власти традиции учащих. Боязнь порвать с налаженным аппаратом школьной жизни, созданным всей экономи ческой и общественно-политической структурой прош лого, является наиболее могучим тормазом в деле рево люционного строительства школы. Эта боязнь, эта власть традиции не могут быть изжиты словами и агитацией, хотя последние и имеют свое значение. Для того, чтобы разорвать тяжелые оковы привычки и нерешительности, необходимо вместе с словом и дело, именно строго планомерная и организационная кампания. Основное правило в борьбе с противником это— нащупать его, самое чувствительное и слабое место и в зависимости от этого направить всю силу удара. Таким неукреплен ным фортом традиционной школьной педагогики яв ляется летняя школа. Старая школа, отражая собой идеологию господ ствующих аристократических кругов, „неделание“ поло жила во главу угла. Труд, как могучий фактор, коллек тивно связывающий в одно органическое целое, является на задворках школы. Доминирующую роль играли слу шание и созерцание, притом в свободное от трудовых сельско -хозяйственных занятии время. Являясь школой досуга, слушания и созерцания, старая школа, заку порив в стенах осеннюю п зимнюю жизнь детей, как наиболее свободное время, едва могла справиться с про буждающей весной и совершенно обходила без внима ния лето. Создалась веками сложившаяся привычка— абсолютный покой летом. В результате те книжные знания, которые получались за зимний период, с пре красным успехом забывались за лето. Но, чтобы научить подрастающее поколение не пас сивно созерцать природу, не поэтически восхищаться ее красотами, не просто участвовать в окружающей трудовой обстановке, а органически установить связь с природой и жизнью, путем глубокого анализа и широ ких наблюдений, путем сознательного, научным знанием освященного труда, —необходимо выйти из закупоренных стен зимней мертвой школы под открытое небо на лоно природы. Если воин, проводящий жизнь в лагере, моряк па палубе, крестьянин на поле - тысячу раз счастливее и здоровее так называемых цивилизованных людей, з а купорившихся в одежду и жилище, то, очевидно, и школа должна видоизменить свой характер занятий, сделав его лагерным на открытом воздухе. Можно возразить: „Помилуйте, лето свободно". Да, но нельзя закрывать под семью замками двери для учащихся, наоборот, школа и летом должна быть го степриимным центром мысли и опыта. Школа с окончанием весенних занятий должна кол лективно разработать применительно к местным усло виям план школы летом. Содержанием должны быть прежде всего работы па огороде, на опытных грядках, в саду и т. д. Равномерное распределение сил и ра- циопальный способ пользования ими не будет служить тормазом и для домашних работ. Затем, периодически совершаемые группой не даль ние экскурсии в природу, на огород, в лес, на болото, па озеро, на реку, в учреждения, предприятия и т. п. Всякая экскурсия должна преследовать определенную цель и быть ограничена временем. Нет необходимости нагромождать учевика объяснениями и знакомить со всем, положим, производством или учреждением. Следует па первый раз ограничиться знакомством с отдельными частями. После экскурсий должны быть сделаны отчеты словесные и письменные, собирание, если есть возмож ность, разных коллекций и обработка сырых материалов. Лето же может служить лучшим временем собира ния и подготовки материала силою самих уч-ся для наступающих осенних и зимних занятий. Разобраны, приведены в порядок и пополнены пособия, библиотека, музей и т. п. Может одна группа в несколько человек взять на себя труд изучать в течение лета один вопрос, положим, полеводство, другая группа —рыболовство,— третья, живот новодство, четвертая— собирание коллекций минералов, бабочек, орудий труда, производить метеорологические наблюдения и т. д. Группы могут быть различные в зависимости от интереса самих уч-ся. Здесь должна быть предоставлена полная свобода. Содержание для самостоятельных занятий желательно брать из л е т него периода, т. е. изучение лета с разных сторон. Чтобы учащиеся испытывали благотворное влияние школы и жили в ее атмосфере, необходимо периоди чески, хотя бы один раз в две недели устраивать общие или погрупповые собрания учащихся. На этих собра ниях уч-ся должны делать устные и (желательно) пись менные отчеты за данный период. Темы—-содержание работ уч-ся за указанный промежуток времени. Здесь же могут быть устроены и общие собеседования, чтение, рассказывание, пение и т. п. по затронутым темою вопросам, а равно происходить, где есть возможность и клубная работа. Все это даст богатый и разнообразный материал для творческих самодеятельных работ. Этим не будет нарушаться отдых уч-ся летом, наоборот, он примет весьма интересные, по существу, и ценные, по своим результатам, последствия в смысле развития из вестных навыков и знаний. Пусть учащий не боится, что от него требуется вы сокая квалификация. Достаточно иметь минимум орга низаторской способности, стремление выйти из состоя ния покоя, понять, что отдых для детей полагается не в абсолютном покое, а в разумных развлечениях. Во время лета никаких предметов, никакого учения, только развить с одной стороны внимательное и любовное наблюдение с другой, руководить остальными уч-ся, а равно наиболее интересующимися той или иной отраслью знаний, дать вообще ответ на пытливые вопросы, по чему, зачем, как? Объединить по временам для совмест ного изучения выдвигаемых вопросов в школе или под открытым небом. Вся эта работа при определенном количестве учащих и при сознательном отношении членов Совета из пал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz