Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).

10 ВЕСТНИК № 28. Итак, наибольшее количество тонн грузов, отправлен­ ных со станций Каркоммуны, дают дрова, рыба и лесные строительные материалы; они вывозятся как на станции указанного района, так и вне его. Хлебные грузы, при­ бывая с других дорог, отправляются за пределы Карком­ муны, но сделать заключение, что население за истекший год питалось своим хлебом несколько рискован©, ибо все же часть хлебных грузов остается в Каркоммуне; да кроме того мы не имеем сейчас данных о движении их по внут­ ренним водным путям, каковое все же значительно. В сред­ нем за 1909 — 191 3 годы в Олонецкой губ., из каковой образована почти вся Каркоммуна, вывоз по железным дорогам равнялся 229, а по внутренним водным путям 2179 тонн; ввоз по жел. дор. был равен 5301, а по вну­ тренним водным путям 58639 тонн всех хлебных грузов; в настоящее время роль железной дороги велика, но все же можно предположить, что часть хлебных грузов ввозится водою. Наблюдается прибытие соли с других станций Мурм. жел. дор., что вполне понятно, ибо в районе от Онеги к Кеми и далее к Кандалакше и в Малоемецкой губе— всюду встречается множество соляных источников; также наблюдается прибытие нефти и каменного угля с других станций, как пунктов приема импортных товаров. В руб­ рику прочих грузов вошли все непоименованные грузы, как-то: мясо всякое, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, масло всякое, мануфактура и прочие товары, не имеющие большого влияния на жизнь Каркоммуны и не характерные для нее. При составлении настоящей статьи пришлось пользо­ ваться материалами отдела статистики (приношу благодар­ ность Ч С К и ЧСК Г за разрешение) и производить все необходимые счетные работы, как по выборке так и полу­ чению итогов для района интересующего в настоящее время как широкие круги населения, так и государственную власть. Полагаю, что данныя могут быть приняты без осо­ бых оговорок в качестве вспомогательного материала на пути социалистического строительства по колонизации Карело-Мѵрманского края и дают вполне ясное понятие о той огромной роли, каковую приходится играть Мурман­ ской жел. дороге в экономической и промышленной жизни рассмотренного района. Мною вполне сознательно даны цифровые данныя, касающиеся только Каркоммуны и не приведены таковые для станций севернее Кандалакши— чисто Мурманского края. Сделано это потому что Мурман и его морские промыслы заслуживают особого внимания и тщательного изучения и по характеру перевозок несколько разнятся от Каркоммуны. Важное государственное значе- чение Мурманского края лежит, как в том, что его берег принадлежит единственному русскому открытому и никогда незамерзающему морю, откуда во всякое время года имеется свободный выход во все моря земного шара, так и в том, что с вопросом процветания его морских промыслов тесно связан вопрос отличнейшей школы для русских моряков и вопрос благосостояния многомиллионного населения всего севера Европейской России. Мурманская рыба, проникая внутрь страны, обходит сотни тысяч семейств, представляя один из необходимейших предметов дешевого питания беднейшаго населения. Надлежащая эксплоатация несмет­ ных богатств севера, вообще, и района Каркоммуны, в част­ ности, это не местный вопрос, а один из вопросов благо­ денствия доброй трети России и успешное решение его должно быть желательно всем, кому дороги интересы Республики и завоевания рабочего класса. А. Токарев. Ш кол а летом. Если трудовая школа— часть трудовой жизни и если ‘‘(• іюеііой задачей школы является развитие творческой самодеятельности и широкой инициативы на принципах общественности и живой связи с природой и произво­ дительным трудом, социально воспитывающим, то очевидно, в школе не может быть механического подразделения на момент учебных занятий и абсолютного покоя. Меняется время, меняются вместе с тем природа и окружающая трудовая жизнь. В строгой зависимости от данных закономерпо совершаемых изменений, должна стоять и трудовая школа. Содержание занятий, если ыы хотим стоять на единственно правильных и абсо­ лютно ценных принципах трудовой школы, как трудовой жизни, должно определяться зависимостью видоизменяю­ щихся трудовых взаимоотношений человека и природы. Определенно специфический характер носят сельско­ хозяйственные занятия в весеннее, летнее, осеннее и знмпее время. К этим видоизменениям должна прибли­ жаться и школа, делая уклон в сторону изучения при­ роды и трудовой жизни в данный определенный момент времени. Занятия должны носить, как бы цикловой се­ местровый характер: весна, лето, осень, зима. В пре­ делах данных периодов должна строиться и программа занятий. Каждый момент дает богатый материал для изучения природы, истории развития промышленности и труда, а равпо вообще материал для рационального изучения животноводства, огородничества, хлебопашества и т. п. Самим характером занятий будут создаваться и рациональные формы труда, самообслуживания, само­ управления и клубной работы. К осуществлению с подобным содержанием, как основным стержнем, видоизменяющим весь уклад преж­ ней школьной жизни, и должна приближаться школа для перехода ее в трудовую. Правда, для этого нет необходимости иметь необык­ новенно высоко образованных и талантливых учащих. Нет необходимости иметь и изысканно-сложной*' и до­ рого стоющей обстановки с широко и рационально со­ зданными школьными хозяйствами, мастерскими, лабо­ раториями, библиотеками и проч., в организации кото­ рых коллективный труд и опыт уч— ся не принимал никакого участия. Ценность построения трудовой школы заключается в том, когда сама школа собственным тру­ дом и опытом, на основании глубокого изучения окру­ жающей трудовой жизни, вырабатывает определенные трудовые навыки, дельное письмо, счет, небогатые, может, для начала, коллекции минералов, бабочек, книг, инстру­ ментов для обслуживания, устанавливает связь с раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz