Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).
10 ВЕСТНИК № 28. Итак, наибольшее количество тонн грузов, отправлен ных со станций Каркоммуны, дают дрова, рыба и лесные строительные материалы; они вывозятся как на станции указанного района, так и вне его. Хлебные грузы, при бывая с других дорог, отправляются за пределы Карком муны, но сделать заключение, что население за истекший год питалось своим хлебом несколько рискован©, ибо все же часть хлебных грузов остается в Каркоммуне; да кроме того мы не имеем сейчас данных о движении их по внут ренним водным путям, каковое все же значительно. В сред нем за 1909 — 191 3 годы в Олонецкой губ., из каковой образована почти вся Каркоммуна, вывоз по железным дорогам равнялся 229, а по внутренним водным путям 2179 тонн; ввоз по жел. дор. был равен 5301, а по вну тренним водным путям 58639 тонн всех хлебных грузов; в настоящее время роль железной дороги велика, но все же можно предположить, что часть хлебных грузов ввозится водою. Наблюдается прибытие соли с других станций Мурм. жел. дор., что вполне понятно, ибо в районе от Онеги к Кеми и далее к Кандалакше и в Малоемецкой губе— всюду встречается множество соляных источников; также наблюдается прибытие нефти и каменного угля с других станций, как пунктов приема импортных товаров. В руб рику прочих грузов вошли все непоименованные грузы, как-то: мясо всякое, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, масло всякое, мануфактура и прочие товары, не имеющие большого влияния на жизнь Каркоммуны и не характерные для нее. При составлении настоящей статьи пришлось пользо ваться материалами отдела статистики (приношу благодар ность Ч С К и ЧСК Г за разрешение) и производить все необходимые счетные работы, как по выборке так и полу чению итогов для района интересующего в настоящее время как широкие круги населения, так и государственную власть. Полагаю, что данныя могут быть приняты без осо бых оговорок в качестве вспомогательного материала на пути социалистического строительства по колонизации Карело-Мѵрманского края и дают вполне ясное понятие о той огромной роли, каковую приходится играть Мурман ской жел. дороге в экономической и промышленной жизни рассмотренного района. Мною вполне сознательно даны цифровые данныя, касающиеся только Каркоммуны и не приведены таковые для станций севернее Кандалакши— чисто Мурманского края. Сделано это потому что Мурман и его морские промыслы заслуживают особого внимания и тщательного изучения и по характеру перевозок несколько разнятся от Каркоммуны. Важное государственное значе- чение Мурманского края лежит, как в том, что его берег принадлежит единственному русскому открытому и никогда незамерзающему морю, откуда во всякое время года имеется свободный выход во все моря земного шара, так и в том, что с вопросом процветания его морских промыслов тесно связан вопрос отличнейшей школы для русских моряков и вопрос благосостояния многомиллионного населения всего севера Европейской России. Мурманская рыба, проникая внутрь страны, обходит сотни тысяч семейств, представляя один из необходимейших предметов дешевого питания беднейшаго населения. Надлежащая эксплоатация несмет ных богатств севера, вообще, и района Каркоммуны, в част ности, это не местный вопрос, а один из вопросов благо денствия доброй трети России и успешное решение его должно быть желательно всем, кому дороги интересы Республики и завоевания рабочего класса. А. Токарев. Ш кол а летом. Если трудовая школа— часть трудовой жизни и если ‘‘(• іюеііой задачей школы является развитие творческой самодеятельности и широкой инициативы на принципах общественности и живой связи с природой и произво дительным трудом, социально воспитывающим, то очевидно, в школе не может быть механического подразделения на момент учебных занятий и абсолютного покоя. Меняется время, меняются вместе с тем природа и окружающая трудовая жизнь. В строгой зависимости от данных закономерпо совершаемых изменений, должна стоять и трудовая школа. Содержание занятий, если ыы хотим стоять на единственно правильных и абсо лютно ценных принципах трудовой школы, как трудовой жизни, должно определяться зависимостью видоизменяю щихся трудовых взаимоотношений человека и природы. Определенно специфический характер носят сельско хозяйственные занятия в весеннее, летнее, осеннее и знмпее время. К этим видоизменениям должна прибли жаться и школа, делая уклон в сторону изучения при роды и трудовой жизни в данный определенный момент времени. Занятия должны носить, как бы цикловой се местровый характер: весна, лето, осень, зима. В пре делах данных периодов должна строиться и программа занятий. Каждый момент дает богатый материал для изучения природы, истории развития промышленности и труда, а равпо вообще материал для рационального изучения животноводства, огородничества, хлебопашества и т. п. Самим характером занятий будут создаваться и рациональные формы труда, самообслуживания, само управления и клубной работы. К осуществлению с подобным содержанием, как основным стержнем, видоизменяющим весь уклад преж ней школьной жизни, и должна приближаться школа для перехода ее в трудовую. Правда, для этого нет необходимости иметь необык новенно высоко образованных и талантливых учащих. Нет необходимости иметь и изысканно-сложной*' и до рого стоющей обстановки с широко и рационально со зданными школьными хозяйствами, мастерскими, лабо раториями, библиотеками и проч., в организации кото рых коллективный труд и опыт уч— ся не принимал никакого участия. Ценность построения трудовой школы заключается в том, когда сама школа собственным тру дом и опытом, на основании глубокого изучения окру жающей трудовой жизни, вырабатывает определенные трудовые навыки, дельное письмо, счет, небогатые, может, для начала, коллекции минералов, бабочек, книг, инстру ментов для обслуживания, устанавливает связь с раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz